КОМПОЗИЦИОННАЯ ТИПОЛОГИЯ ДАСТАНА «САЯТХАН ХАМРА»

Опубликовано в журнале: Научный журнал «Интернаука» № 38(261)
Рубрика журнала: 18. Филология
DOI статьи: 10.32743/26870142.2022.38.261.345942
Библиографическое описание
Максетова Ф.А. КОМПОЗИЦИОННАЯ ТИПОЛОГИЯ ДАСТАНА «САЯТХАН ХАМРА» // Интернаука: электрон. научн. журн. 2022. № 38(261). URL: https://internauka.org/journal/science/internauka/261 (дата обращения: 04.05.2024). DOI:10.32743/26870142.2022.38.261.345942

КОМПОЗИЦИОННАЯ ТИПОЛОГИЯ ДАСТАНА «САЯТХАН ХАМРА»

Максетова Фарида Азатовна

д-р филол. наук (PhD), Каракалпакский научно-исследовательский институт гуманитарных наук Каракалпакского отделения Академии наук Республики Узбекистан,

Узбекистан, г. Нукус

 

COMPOSITIONAL TYPOLOGY OF DASTAN "SAYATKHAN HAMRA"

Farida Azatovna

Doctor of Philological Sciences (PhD), Junior Researcher, Karakalpak Scientific Research Institute of Humanities, Karakalpak Branch of the Academy of Sciences of the Republic of Uzbekistan,

Uzbekistan, Nukus

 

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена изучению каракалпакского лиро-эпического дастана «Саятхан-Хамра», анализу типологических черт при завязке дастанных событий, их формировании, развитии и развязке, которая полностью соответствуют национальному эпическому мировоззрению каракалпакского народа и обеспечивают композиционную целостность. 

ABSTRACT

The article is devoted to the study of the Karakalpak lyro-epic dastan "Sayatkhan-Hamra," the analysis of typological features in the arrangement of dastan events, their formation, development and decoupling, which fully correspond to the national epic worldview of the Karakalpak people and ensure compositional integrity.

 

Ключевые слова: дастан, типология, композиция, эпическое мировоззрение, композиционное целостность.

Keywords: dastan, typology, composition, epic worldview, compositional integrity.

 

Всестороннюю значимость имеет работа в рамках научных исследований мировой фольклористики по широкому и обстоятельному изучению национальной самобытности свойственных устному народному творчеству произведений, этапов их возникновения, формирования и развития на основе вопросов генезиса и типологии эпических закономерностей.

Превратившийся в сокровищницу многих тюркских народов дастан «Саятхан Хамра» в последние годы явился основой для многих серьезных исследований. В частности, изучение в типологическом аспекте каракалпакской версии дастана «Саятхан Хамра» превратилось в один из актуальных вопросов современного каракалпакского фольклора.

Изданы два варианты каракалпакской версии дастана «Саятхон- Хамра»: в 1985 году в 14 томе многотомного издания каракалпакского фольклора был опубликован вариант бахши Минажа Матсапаева, в 2011 году в 36 томе многотомного издания каракалпакского фольклора - вариант Жуман бахши. Данные варианты заняли свое достойное место среди полных и совершенных экземпляров каракалпакской версий данного дастана.  Сравнительный анализ дастана с версиями других народов осуществлялся на основе данных двух вариантов. Мы, посредством взаимного анализа тюркских версий дастана, получили возможность определить  «своеобразное развитие в последнее время эпоса каждого народа».

Было обращено внимание на различные научные исследования, суждения, наблюдения и выводы, существующие на сегодняшний день по данному дастану.

Среди каракалпакского народа имеется множество дастанов на романическую тему, из которых можно особо выделить дастан «Саятхан Хамра».  Данный дастан имеет особую ценность по своим художественно-композиционным, языковым особенностям и идейной совершенности.

Относительно появления и широкого распространения романических дастанов среди каракалпакского народа существует множество мнений, отдельные из них противоречат друг другу. Например, по мнению профессора  Калли Айимбетова, написавшего обстоятельную научную работу об исполнителях каракалпакских народных дастанов жырау–бахши, бахши среди каракалпаков появились гораздо позже жырау, когда последние переселились и утвердились в Хорезмском регионе. По определению видного ученого Н.Давкараева: «Бахши исполняли данные дастаны не в древнем рукописном стиле, а переработав их в соответствии с менталитетом каракалпакского народа, введя определенные изменения. Иногда – с сокращением сюжета. Практически все дастаны со стороны бахши были усвоены от проживавшего среди каракалпакского народа в XIX веке туркменского бахши Суява и узбекского бахши из Хорезма  Эшбой бахши, исполняясь в их манере».

Известный каракалпакский эпосовед профессор К.Максетов, говоря о распространении среди каракалпаков дастанов данной категории, пишет следующее: «Каракалпакские бахши постоянно пребывали в творческой связи с узбекскими, туркменскими бахши. Распространенный среди узбеков Хорезма, проживавших здесь туркмен дастан «Саятхан Хамра» существовал и исполнялся на основе традиции наставничества-ученичества у бахши, проживавших и творивших на одной территории, внедрившись в творчество каракалпакского народа, превратился в поистине культурное достояние».

Каракалпакская версия дастана «Саятхан Хамра», как и другие национальные версии, имеет множество вариантов. Среди них варианты Жуман бахши Тураева, Минажа Матсапаева, Каражана Кабулова, Амет бахши Тарийхова в настоящее время хранятся в фонде библиотеки ККО АН РУз. Вариант Минажа Матсапаева был опубликован в 1985 году в XIV  томе многотомного издания каракалпакского фольклора, вариант Жуман бахши Тураева – в 2011 году в 36 томе многотомного издания каракалпакского фольклора. Хранящиеся в рукописном виде варианты Каражана Кабулова, Амета Тарийхова до сих пор не изданы. А вариант Тенгел бахши Камалова хранится в личном архиве К.Максетова. Запись данного варианта по разным причинам продолжалась с 1988 по 1994 год.

Действительно, варианты каждой версии оцениваются с точки зрения особенностей исполнения бахши. В сюжетных линиях вариантов имеют место отдельные сокращения или вставки, иногда наблюдаются случаи пропуска отдельных эпизодов или, наоборот, добавления. Данная ситуация проявляется и посредством разного количества песен в тексте.

Таким образом, просматривая варианты каракалпакских версий дастана,  при научном подходе к ним становится очевидным, что данный дастан сформировался на основе знаменитых издревле среди нашего народа героических и бытовых мотивов. В то же время, в их тексте наблюдается и наличие книжного стиля. Говоря иначе, в событиях из каракалпакских версий этапы синтезирования отражаются на более высоком уровне.

Изучив в типологическом аспекте композиционное построение событий, имеющих место в одном из романических дастанов каракалпакского народа «Саятхан Хамра», завязку событий, их формирование, развитие, развязку, художественные особенности, своеобразие художественного языка, лексическое богатство, значение прозаических текстов в исполнении, мы пришли к следующим выводам.  

Каракалпаская версия дастана «Саятхан Хамра» в полной мере обладает национальной самобытностью. Если в узбекском и туркменском вариантах дастана наблюдается последовательность событий, сходства в содержании, взаимная близость текстов песен, то каракалпакская версия и варианты имеют определенное своеобразие в аспекте целостного сохранения событий, национального построения сюжета.  В частности, в прологе дастана мотивы, связанные с дружбой  Ошиқ Ахмада и Сайидахмада,  заключения договора о взаимном обращении к Богу о ниспослании сына или дочери («ақлай қуда»), предвидением Хамра во сне Саёдхон и воспыланием к ней любовными чувствами, проявляются в других версиях со своеобразными особенностями. Они (сваты) предстают братьями, родичами (в узбекской версии), падишахом и везирем  (в туркменской версии),  Доставление вести Хамра о Саёдхон со стороны торговцев и другие события имеют взаимно близкие типологические свойства.

Обращение людей зрелого возраста к сверхъестественным силам в прологе дастанных событий с мольбой о ниспослании им детей, несмотря на свое традиционное эпическое проявление, в произведении смогло сохранить дошедшие до нас отголоски отвечающих национальным принципам сторон – религиозных поверий, анимистических, тотемистических представлений.

Мотив снаряжения в путь героя в поисках возлюбленной наблюдается в качестве одной из форм пролога, часто используемого в эпических произведениях странствующего сюжета. И здесь сохранились эпизоды прощания героя со своими родителями и близкими. Если в некоторых из них изображены отзвуки установок патриархально-родового уклада (несогласие отца), то в других эпизодах можно видеть эпическое изображение смешанных идей феодально-исламского мировоззрения (многоженство).  В дастане черты данных социальных пластов взаимно синтезируются в потоке национальных народных помыслов. С композиционной точки зрения данные сюжеты, эпизоды, мотивы воплотили в себе типологические черты дастанного пролога.

Введенный в канву событий в дастане мотив отправления в путешествие отца вместе со своим сыном в целях женитьбы последнего представляет собой своеобразный аспект дастана, подобное в других дастанах практически не наблюдается. Данный эпизод, наряду с выражением этапов формирования и развития сюжета, раскрывает их обогащение сказителями на основе национальных традиций, показывает своеобразие его композиционной структуры.

В процессе завершения событий в дастане при их разрешении могут иметь место противоложные действия или образы, обладающие типологическими особенностями, которые повествуются в соответствии с традициями народного творчества, имеющих древнюю основу. Героем, попадающим в дастане в различные острые ситуации и определяющим разрешение драматических моментов, считается Саятхан. Во всех версиях дастана она выступает в качестве героя, берущего на себя ответственность во всех сложных ситуациях. В каракалпакских вариантах Саёдхон предстает в качестве меткого стрелка, не знающего промаха, разумной и отважной девушки. Подобные ее действия напоминают особенности периода матриархата.

В образе Хамра подобная гармония отсутствует. И в вопросе любви он обладает двойственным характером. Он постоянно прячет правду о себе от Саятхан. В то же время, старается преподнести себя в виде духовного человека. Однако он миловиден, мастер слова и напева, умеет привлекать к себе внимание красивых девушек. Хамра, несмотря на наличие этих отрицательных и положительных качеств, не относится к разряду второстепенных героев. Он любимый народом герой. Предстает в качестве типического героя, вобравшего в себя все хорошие и плохие черты исламизированного феодального строя.

В дастане «Саятхан Хамра», когда Ошик Ахмад, Хамра, Саятхан и другие персонажи сталкиваются с трудностями, они обращаются к духовным покровителям Шохимардону, Хожаахмаду. Они полностью верят в их содействие. Однако в дастане имеют место и «скрытые» содействующие силы. Это образ Ошик Ахмада. Цель его снаряжения в путь вместе с сыном заключается в оказании ему помощи в необходимых случаях и всемерной поддержки, проявлении содействия для облегчения достижения Хамра своего счастья. Различные действия этого образа введены в целях усиления юмористического подтекста в дастане. Он в полной мере содействующий отец.

Образы сверхъестественных сил определяют типичное разрешение мифологических, религиозно-бытовых поверий, способствующих приданию произведению художественной завершенности, позволяющих героям преодолеть трудности на своем пути к счастью.

Образами, в определенной мере обостряющими события в дастане, предстают Ошик Ахмад и Хамра, Хамра и Сарбиноз, Хамра и Саятхан, Саятхан и Маматхон. И среди других положительных и отрицательных героев существуют типы, развивающие дастанный сюжет. В то же время, различные противодействия между положительными и отрицательными образами (великаны, отдельные служанки), обогатившись мифическими, легендарными, сказочными  мотивами, изображены в соответствии с идейно-художественными требованиями дастана.

 

Список литературы:

  1. Айымбетов К. Халық даналығы. Нөкис: Қарақалпақстан, 1988.
  2. Дәўқараев Н. Шығармаларының толық жыйнағы. 2–том. – Нөкис: Қарақалпақстан, 1970
  3. Қарақалпақ фольклоры. Көп томлық. XIV т. «Fарип Ашық, Саятхан Ҳамира». Нөкис: Қарақалпақстан, 1985.
  4. Qaraqalpaq fol`klori. Ko`p tomliq. 36-t. Sayatxan Ha`mira. Нөкис: Ilim, 2011.
  5. Максетов К. Қарақалпақ халкының көркем аўызеки дөретпелери. Нөкис: Билим, 1996.
  6. Мақсетов Қ., Тажимуратов А. Қарақалпақ фольклоры. Нөкис: Қарақалпақстан, 1979.
  7. Мирзаев Т. Эпос и сказитель. Ташкент: Фан, 2008.
  8. Сагитов И.Т. Қарақалпақ халқының қаҳарманлық эпосы. Нөкис: Қарақалпақстан, 1986. 
  9. Саёд ва Хамро. Нашрга тайёрловчи Ж.Кобилниёзов. Тошкент: Фан, 1964.
  10. Рўзимбоев С. Саёд ва Ҳамро // Ошиқ туркуми достонларининг ғоявий-бадий хусусиятлари. Тошкент: ТДПИ, 1987.
  11. Хурлукга и Хемра, Саят и Хемра. Туркменский романический эпос. М.: ГРВЛ., Наука, 1971.