Сюрреализм и психоанализ: художественная идеология

Опубликовано в журнале: Научный журнал «Интернаука» № 6(229)
Рубрика журнала: 4. Искусствоведение
DOI статьи: 10.32743/26870142.20226.229.334639
Библиографическое описание
Киселёва О.А. Сюрреализм и психоанализ: художественная идеология // Интернаука: электрон. научн. журн. 2022. № 6(229). URL: https://internauka.org/journal/science/internauka/229 (дата обращения: 26.04.2024). DOI:10.32743/26870142.20226.229.334639

СЮРРЕАЛИЗМ И ПСИХОАНАЛИЗ: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ

Киселёва Ольга Алексеевна

фотохудожник,  образование: психолог, юрист,

 РФ, г. Новосибирск

 

АННОТАЦИЯ

В данной работе освещена тема сюрреализма и психоанализа З.Фрейда, поскольку фрейдизм сыграл фундаментальную роль в становлении сюрреализма как отдельного направления в искусстве. Разделив взгляды З.Фрейда, сюрреалисты получили возможность заявить о себе как о серьезном самостоятельном направлении, базирующемся на научных исследованиях.

 

Объем влияния Зигмунда Фрейда на культуру ХХ века, как известно, выходит далеко за рамки той конкретной научной и практической области, в которой начинал работать известный во всем мире врач-психиатр.

После окончания медицинского факультета в 1881 году будущий “отец психоанализа” прошел стажировку в Венской народной больнице, затем открыл врачебный кабинет и занялся лечением неврозов. Однако вскоре Фрейд понял, что не располагает достаточным объемом теории и методами для лечения, на тот момент, малоизученного заболевания.   

Тогда в 1885 году Фрейд проходит стажировку в парижской клинике “Сальпетриери”, возглавляемой Жаном Мартеном Шарко - крупнейшим невропатологом своего времени, и в 1888 году, после прочтения книги ученика Шарко - Ипполита Бернгейма “Внушение и его применение в качестве терапии”, начинает применять методы гипноза в своей практике.     

Само понятие “психоанализ” Фрейд употребил в 1896 году в докладе “Этиология истерии”, где обратил внимание на болезненные последствия неудовлетворенных влечений и неотреагированных эмоций.

Такие аффекты Фрейд воспринимал как доказательство существования бессознательного, которое в замаскированном виде проявляет себя то в патологический симптомах, то в сновидениях, шутках, обмолвках, то в  преобразованном творческом виде [1, с. 106].

В 1897 году врач-психиатр приступил к самоанализу сновидений, а спустя три года издалась его книга “Толкование сновидений”.

З.Фрейд писал: “Нельзя найти ни одного элемента сновидения, от которого бы ассоциативные нити не расходились бы по трем или более направлениям, ни одной ситуации, которая бы не была составлена из трех или более впечатлений и переживаний” [2, с. 321].

Фрейдизм решительно изменил некоторые аспекты повседневности европейского образованного общества.

Как заметил известный психолог и социолог Эрик Эриксон: “Со времен раннего Фрейда образованные люди под влиянием его теорий изменились: они громко произносят названия своих неврозов – и не желают расставаться с ними” [3, с. 37].

В 1916 году в Цюрихе во время Первой мировой войны, как литературно-художественное течение, возникает “дадаизм” (или “дада”) -  авангардистское нигилистическое течение, которое выражается в “антихудожественности” и преследует идею разрушения любого стиля и эстетики посредством хаотичных ассоциаций.

Свое творчество дадаисты выражают через предметы, на которые в принципе было не принято смотреть: старые мочалки, ржавые гвозди и другие предметы, вышедшие из употребления.

Распространившийся по всей Европе дадаизм, как самостоятельное концептуальное движение просуществовало лишь до 1922 года, после чего распалось на другие направления.

Так, на основе дадаизма возникло новое движение “сюрреализм” (с французского surréalisme - “сверхреализм”), отличающийся от “антихудожественного” дадаизма своей направленностью на бессознательное самовыражение.

 Еще в дадаистский период вокруг французского поэта Андре Бретона формируется круг единомышленников, которые, отталкиваясь от учения З.Фрейда, активно экспериментируют с такими неподвластными разуму областями, как сновидения, бред и транс.

С самим З.Фрейдом А.Бретон знакомится в 1922 году, тогда лидер нового направления и обращает внимание на методы психоанализа, применяя их в творчестве.

Как пишет Н.И.Рокунова: “Воплощая в своих произведениях отдельные положения Фрейда, сюрреалисты определили перспективы развития сюрреализма, построили свою эстетику, создали свое понимание искусства. Это было искусство, призванное исследовать внутренний мир человека, отводя главенствующую роль подсознанию. Мораль, рассудок, вечные ценности, логические понятия, эстетические нормы отвергались в пользу бессознательного” [4, с. 156].

Еще до того, как стать одним из основателей сюрреализма Бретон изучал медицину, а в период Первой мировой войны служил в психиатрических больницах.

Особый интерес А.Бретона вызывали такие психические расстройства как истерия и психоз, которые далее послужили источниками вдохновения для различных сюрреалистических образов и техник, в частности автоматического письма [5, с. 3830].

Психоанализ предложил сюрреалистам концепутальные возможности для объяснения психологических механизмов изобразительного искусства и его связи с неврозом.

В 1924 году А.Бретон создает свой «Манифест сюрреализма», в котором обозначает цель сюрреализма - выразить реальное функционирование мысли, вне всякого контроля со стороны разума.

Писатель становится проводником принципов и форм творчества аутсайдеров (душевнобольных) в авангардном искусстве. Сюрреалисты используют, а тем самым и легитимируют маргинальные ранее феномены. Теперь творчество душевнобольных начинает осмысливаться и анализироваться как искусство.

Однако А.Бретон был не единственным представителем  сюрреалистов, увлеченным идеей безумия.

Большое внимание к творчеству душевнобольных проявлял художник Макс Эрнст. И его интерес был продолжен после выхода в 1922 году книги немецкого психиатра Ханса Принцхорна “Художественное творчество душевнобольных”. Данная книга была создана на основании научного анализа работ авторов, в основном имевших диагноз “шизофрения”. Ученый создал коллекцию, включающую более 5 000 картин, рисунков и резных фигурок, собранных в различных немецких психиатрических больницах.

Именно М.Эрнст привез книгу “Художественное творчество душевнобольных” в Париж. После распространения ее копии среди сюрреалистов в Париже начинается своеобразный бум на искусство душевнобольных [6]. В парижских галереях одна за одной организуются выставки искусства аутсайдеров.

 

Рисунок 1. Х.Принцхорн. “Искусство душевнобольных”, 1922 год

 

Рисунок 2. М.Эрнст. “Ангел домашнего очага”

 

Другой известный во всем мире представитель парижского кружка сюрреалистов, впрочем, быстро изгнанный из него - художник, скульптор и график Сальвадор Фелипе Хасинто Дали.

Как пишет Смолин А.А.: “Если бы художник вовремя не покинул сюрреалистическое общество, то его творчество, находясь под гнетом А.Бретона, осталось бы на уровне бессознательных фрейдистских мотивов и впоследствии выродилось в чистую абстракцию и автоматическую живопись на уровне Хуана Миро или Ацдре Массона” [7].

 

Рисунок 3. С.Дали “Антропоморфный секретер”, 1936

 

Некоторые представители кружка сюрреалистов имели свой собственный психиатрический опыт. Такой опыт был у Антонена Арто. Его психическая нестабильность была спровоцирована периодом детского менингита. Перенеся электрошоковую терапию в больнице для душевнобольных, А.Арто начал много писать и рисовать, воспроизводя мотивы своих маний и страхов.

В 1924 году А.Арто присоединился к группе сюрреалистов в Париже. Наиболее продуктивным периодом его деятельности стало время с 1926 по 1937 год, когда он написал и поставил серию пьес, представляющих новую форму драмы.

Хотя сюрреалисты и считали З.Фрейда своим духовным отцом, а его учение о психоанализе оказало сильнейшее влияние на эстетику нового движения в искусстве, как известно, З.Фрейду остались чужды эксперименты сюрреалистов.

В письме к А.Бретону Фрейд писал: “Хотя я признателен Вам и Вашим друзьям за интерес, проявленный к моим исследованиям, сам я не в состоянии уяснить, чего хочет сюрреализм. Может быть, я потому не могу понять его, что слишком далек от искусства” [8, с. 213].

Опытные данные Фрейда, его глубокое знание человеческой натуры послужили солидной опорой в становлении сюрреализма как самостоятельного направления в мировом искусстве.

Основываясь на принципах фрейдистского психоанализа, сюрреалисты разработали один из главнейших приемов своего творчества - сближение изображений и образов, совершенно чуждых друг другу, в совершенно чуждой им ситуации. Благодаря фрейдизму новое направление получило возможность настаивать на том, что оно исходит не от беспочвенных фантазий, а является новым словом в понимании искусства и науки.

 

Список литературы:

  1. Сибирский психологический журнал//гл.редактор Г.В.Залевский/Томск, 2006, № 24, печатный вариант ISSN 1726-7080.
  2. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989.
  3. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
  4. Рокунова Н.И. Философия Зигмунда Фрейда в сюрреалистическом художественном творчестве XX-XXI веков/Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики.-2014.- № 5 (43): в 3-х ч.-Ч. III.
  5. Haan J., Koehler P. J., Bogousslavsky Julien. Neurology and surrealism: Breton and Babinski // Brain. 2012. № 135.
  6. Prinzhorn H. Artistry of the mentally ill. New York: Springer-Verlag, 1972.
  7. Смолин А.А. Сюрреализм как квинтэссенция реального и сверхреального//Диссертация, Барнаул, 2005.
  8. Freud S. Lettre á A. Breton (26 decembre 1932)//Breton A. Œuvres complétes. T. 1-3. T. 2, 1992.