ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ВЛАСТИ В РЕГИОНАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

Опубликовано в журнале: Научный журнал «Интернаука» № 20(196)
Рубрика журнала: 23. Юриспруденция
DOI статьи: 10.32743/26870142.2021.21.197.283578
Библиографическое описание
Тибоева Л.Р. ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ВЛАСТИ В РЕГИОНАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА // Интернаука: электрон. научн. журн. 2021. № 20(196). URL: https://internauka.org/journal/science/internauka/196 (дата обращения: 19.04.2024). DOI:10.32743/26870142.2021.21.197.283578

ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ВЛАСТИ В РЕГИОНАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

Гандарова Лилия Берснакоевна

канд. юрид. наук, доц. кафедры «Теория государства и права», Ингушский Государственный университет,

РФ, г. Магас

Тибоева Лиза Руслановна

магистрант, Ингушский Государственный университет,

РФ, г. Магас

 

CENTRALIZATION OF POWER IN THE NORTH CAUCASUS REGIONS

Liza Tiboeva

Master's student, Ingush State University,

Russia, Magas

Lilia Gandarova

Candidate of Law, Associate Professor of the Department "Theory of State and Law", Ingush State University,

Russia, Magas

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается проблема централизации власти в регионах Северного Кавказа, в частности республиках. Проанализированы особенности Северного Кавказа и её роль в становлении федеративного устройства России. Также автором предложены решения основных проблем в северокавказских республиках.

ABSTRACT

This article deals with the problem of centralization of power in the regions of the North Caucasus, in particular the republics. The features of the North Caucasus and its role in the formation of the federal structure of Russia are analyzed. The author also offers solutions to the main problems in the North Caucasus republics.

 

Ключевые слова: централизация, власть, Северные Кавказ, регионы, республики, субъекты, федеративное устройство, государство.

Keywords: centralization, power, North Caucasus, regions, republics, subjects, federal structure, state.

 

В зависимости от принципа разделения государственной власти, способа определения самого объема власти для разных её уровней можно выделить централизованные и децентрализованные федерации. Характерной исторической особенностью федерализма в России является тот факт, что тенденции централизации и децентрализации в истории нашей страны находились в постоянной взаимосвязи, причём периоды преобладания тенденций централизации над тенденциями децентрализации и наоборот периодически сменяли друг друга.

Централизация Российской Федерации дополняется тенденцией медленного, но верного укрупнения российских регионов. Российский федерализм предполагает свободное развитие народов, обеспечивая их права на национально-культурную, историческую и религиозную свободу во взаимоотношениях с федеральным центром. Мы не будем углубляться в историю, ибо в любой проблеме нужно находить «корень» или причинно-следственную связь.

Становление Российской Федерации в последние годы характеризуется усилением централизации государственной власти. Федеральные законы по предметам совместного ведения нередко принимаются как законы по предметам ведения Федерации и не оставляют возможности субъектам для дальнейшего регулирования с учетом национальных, геополитических, экономических и иных особенностей. Федеральные органы исполнительной власти также могут самостоятельно действовать в сфере совместного ведения, причем их правомочия ничем не ограничены [1, с.4-7]. По этой причине Российское государство в настоящее время отличается выраженной централизованной федеративной формой.  Хотя вектор децентрализации проявился после 2012 года, но не долго, как показывают наблюдения.

Российская Федерация состоит из 85 субъектов, которые наделены определенной компетенцией и на которых распространяется суверенитет государства. Северо-Кавказский федеральный округ, образованный 19 января 2010 года с центром Пятигорск. В составе СКФО входят 7 субъектов (регионов) Российской Федерации: Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Ингушетия, Чечня, Дагестан и Ставропольский край. Примечательно, в составе Северного Кавказа входит и Краснодарский край, но политически включен в Южный федеральный округ.

Северный Кавказ является самым многонациональным историко-культурным регионом России. Северный Кавказ по частям входил в состав Российского государства, начиная с XVI века и полностью присоединён в 1864 году, по окончании Кавказской войны.

Ситуация на Северном Кавказе уже далеко не та, какой она была в начале и даже в средине 2000-х годов. На Кавказе политика России, равно как и в других регионах носила в значительной мере, интеграционный характер, основанный на добровольном вхождении различных территорий в её состав.

Стоит учитывать асимметрию в государственном устройстве России. Политическая асимметрия является результатом воздействия культурных, экономических, социальных и политических условий, определяющих мощь и влияние различных региональных образований в отношениях друг с другом и с федеральным центром. Как правило, политическую асимметрию вызывают различия в численности населения, размере территории, экономической мощи, ресурсном богатстве различных регионов. Этот вид асимметрии встречается в любом федеративном государстве. Действительно, субъекты федерации не одинаковы, не равны и равны быть не могут. фактора политической асимметрии, на наш взгляд, следует назвать численность населения субъекта федерации [2, с.11].

В Российской Федерации можно отследить существенные отличия в темпах развития регионов. В разных субъектах федерации не одинаково эффективно проводятся политические и экономические реформы, отличается степень приближения к новым реалиям рыночных отношений. Наблюдается даже дисбаланс в вопросах демократии. Отдельные регионы страны отстают в решении актуальных вопросов. В них наблюдается ряд проблем. Хотя основная причина описанных негативных явлений связана с ошибками в региональном управлении, страдать приходится жителям проблемных субъектов федерации, а не истинным виновникам – представителям местных политических элит [3, с. 55].

В данном случае говоря о регионах Северного Кавказа (исключив края), среди республик РФ наибольше развит в экономическом плане Дагестан, а остальные либо средне развиты (Чечня и Кабардино-Балкария, Осетия) либо слабо (Адыгея, Карачаево-Черкесия, Ингушетия) [10].

Как бы то ни было, экономические проблемы в регионах прежде всего связаны с политическим фактором и обстановкой внутри страны.

31 марта 1992 года был подписан Федеративный договор полномочными представителями субъектов РФ, с одной стороны, и Президентом РСФСР, и Председателем Верховного Совета РСФСР, с другой стороны. Он состоял из трех договоров, один из них: договор «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации» [7, с. 15-39].

Вслед за этим, были подписаны протоколы, уточняющие отдельные пункты Договора по ст. III. Договора, республики в составе РФ обладали всей полнотой государственной власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые были переданы в ведение федеральных органов власти РФ в соответствии с Договором. Республики являлись самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических отношений, а их координация осуществлялась совместно органами власти республик и РФ. Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир являлись, согласно Договору, достоянием (собственностью) народов, проживающих на территории соответствующей республики. Кроме того, республики в договоре именовались «суверенными», а также «государствами» [Там же, с.15-26].

Расмотрим основные шаги к пути централизации регионов:

Согласно статье 95 Конституции РФ, в Совет Федерации входят «по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти». Однако в Конституции точно не определен способ избрания его членов. В 2000 году меняется порядок формирования СФ. Главы региональных администраций и парламентов, по должности, являвшиеся членами Совета Федерации, были заменены двумя: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. В соответствии с этим, представители от законодательного органа выдвигаются главами региональных парламентов и одобряются депутатами путем тайного голосования.

Правительство РФ получило право вмешиваться в систему налогообложения. Так, например, регионы с уровнем просроченной задолженности, превышающим 30% от их собственного дохода, могут попадать под контроль федерального правительства, что и случилось с Республикой Ингушетия.

Многие исследователи считают, что регионы Северного Кавказа не способны самостоятельно экономически развиваться, те же самые республики слабо развитые, я считаю, могли бы без федерального дохода «подняться» экономически, но с условием налаживания межрегионных отношений на территории Кавказа и не только.

Политика «укрупнения», то есть объединение субъектов РФ, многие области, края были объединены, и Кремль рассматривает ещё несколько, например, Республика Адыгея с Краснодарским краем, смею предположить, и другие республики тоже планируют. Основной целью политики объединения является ослабление этнической основы федерации.

Если раньше в республике народ сам выбирал кандидата на пост Главы (раньше президента) в своей республике, то есть сейчас назначает Президент РФ и т.д.

Разумеется, Россия большая федеративная страна и по составу субъектов на первом месте среди других стран, огромные размеры государства предопределили потребность в высокой степени централизации управления им, однако, история показывает, что происходит при постоянном вмешательстве и чрезмерном контроле, что при Царской России, что при Советском союзе, итог один – развал. В отношении территориального устройства децентрализация власти выступает явным преимуществом федерализма и выгодным для РФ совместно с децентрализацией [8, с.149].

Конституции Российской Федерации, на развитие теории собственного правового регулирования субъектов Российской Федерации все еще остаются без внимания представителей отечественной теоретической правовой науки. Ведь в настоящее время субъекты Российской Федерации собственными правами фактически не могут гарантировать эффективность не только собственной деятельности, но и какого-либо местного уровня государственной власти: почти по любому серьезному вопросу, особенно связанным с финансовыми затратами, необходимо обращаться к федеральному центру.

Российское государство на данный этап развития характеризуется формально симметричной, дуалистически ориентированной и централизованной федеративной формой политико-территориального устройства. Однако в теории и практике федерализма все более осознается потребность в разработке и реализации новой, перспективной модели разделения государственной власти в стране, модели будущего, оптимального состояния федеративной системы. Любая система должна совершенствоваться, тем самым быть дополнена в отношении республик или будущим регионам:

−своеобразным самоопределением государственных образований, обладающих разделенной с Российской Федерацией государственной властью и соответствующим разделенным суверенитетом;

­–достижением согласия между государством и образующими его субъектами по основам разделения государственной власти в стране путем заключения нового Федеративного договора;

−обеспечением постоянного сотрудничества, согласованием интересов при решении вопросов в сфере совместного ведения.

 

Список литературы:

  1. Глигич-Золотарева М.В. Законодательная база федеративных отношений: перспективы совершенствования // Журнал российского права. 2002. № 7. С.3-8.
  2. Давыдов Д.В. Симметрия и асимметрия в устройстве федеративного государства // Регионология. 2010. №3. С. 4-14. https://cyberleninka.ru/article/n/simmetriya-i-asimmetriya-v-ustroystve-federativnogo-gosudarstva (дата обращения: 02.05.2021).
  3. Журтова М.А. Недостатки федеративной формы государственного устройства // Научные известия. 2020. №19. С. 54-57.  https://cyberleninka.ru/article/n/nedostatki-federativnoy-formy-gosudarstvennogo-ustroystva (дата обращения: 01.05.2021).
  4. Мелехин А.В. Теория государства и права. Учебник. –М., 2020. С. 326.
  5. Назаров, В. В. Современный федеративный процесс на Северном Кавказе: проблемы и перспективы: материалы научно-методических чтений ПГЛУ. – Пятигорск, 2016. С. 174-182 https://pgu.ru/upload/iblock/1b4/32.pdf
  6. Нарутто С.В. Конституция, федерализм и единство государственно-правовой системы России // Lex Russica. 2018. №11(144). С.83-92. https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsiya-federalizm-i-edinstvo-gosudarstvenno-pravovoy-sistemy-rossii (дата обращения: 05.05.2021).
  7. Федеративный договор: Документы. Комментарии. М., 1994. С.125.
  8. Цветкова О. В. Особенности современной российской модели федерализма // Гражданин. Выборы. Власть. 2019. № 4(14). С. 147-156. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41321860 (дата обращения: 02.05.2021).
  9. Шерпаев В. И. Федерация - важнейшая форма современного государственного устройства // Правовое государство: теория и практика. 2018. №2 (52). С. 20-25.https://cyberleninka.ru/article/n/federatsiya-vazhneyshaya-forma-sovremennogo-gosudarstvennogo-ustroystva (дата обращения: 09.05.2021).
  10. ВРП в СКФО 2017-2019 гг. https://stavstat.gks.ru/folder/29897 (дата обращения: 02.05.2021).