INFLUENCE OF THE PANDEMIC ON EDUCATION AND RELATED SPHERES OF SOCIAL LIFE

Рубрика конференции: Секция 20. Экономические науки
DOI статьи: 10.32743/UsaConf.2021.12.27.316843
Библиографическое описание
Khadiullina G.N. INFLUENCE OF THE PANDEMIC ON EDUCATION AND RELATED SPHERES OF SOCIAL LIFE// Proceedings of the XXVII International Multidisciplinary Conference «Recent Scientific Investigation». Primedia E-launch LLC. Shawnee, USA. 2021. DOI:10.32743/UsaConf.2021.12.27.316843

INFLUENCE OF THE PANDEMIC ON EDUCATION AND RELATED SPHERES OF SOCIAL LIFE

Gulnara Khadiullina

Doctor of Economics, Professor of the Leninogorsk Branch of Kazan National Research Technical University named after V.I. A.N. Tupolev-KAI,

Russia, Kazan

 

ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НА ОБРАЗОВАНИЕ И СВЯЗАННЫЕ С НИМИ СФЕРЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА

Хадиуллина Гульнара Насимовна

д-р экон. наук, проф., Лениногорский филиал Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н.Туполева-КАИ,

РФ, г. Казань

 

Мировой экономический кризис, вызванный распространением коронавирсной инфекции, затронул все сектора жизнедеятельности современного общества. Особое воздействие пандемия COVID-19 оказала на сферу образования, дезорганизация которой вызвала многочисленные последствия за ее пределами. Необходимость их изучения обусловлена масштабами негативного влияния и всеобщим характером: все страны вне зависимости от типа государственного устройства и характера экономической системы столкнулись с многочисленными проблемами, касающимися не только падения качества формируемых в данной области компетенций, но и с вопросами, возникшими в смежных секторах деятельности вследствие кризисных явлений в организации образовательных процессов.

Нарушение традиционных правил организации образования могут вызвать отрицательные последствия для всех экономических агентов и для национальных экономических систем в долгосрочном периоде. К числу указанных проблем относятся: ухудшение здоровья подрастающего поколения, повышения риска насилия в семье, угрозы усиления гендерной дискриминации и др. Результатом подобных изменений может стать ухудшение качества человеческого капитала, что приведет к падению темпов экономического роста.

Вопросы охраны здоровья возникают в связи с тем, что вследствие закрытия школ и других учебных заведений значительное число детей и подростков теряют доступ к полезному для здоровья и регулярному питанию. Согласно данным Всемирной продовольственной программы (ВПП) как органа продовольственной помощи в системе ООН [1], в первые месяцы пандемии данная проблема затронула 370 миллионов детей в 15 странах, что усугубило опасность голода и дефицит питательных веществ среди слабозащищенных слоев населения. Это повлекло за собой к концу 2020 года увеличение числа людей, страдающих от голода, до 270 миллионов [1]. При этом отдельным странам удалось адаптировать и продолжить свои программы школьного питания [2]. Кризис затронул также медицинские службы и службы психологической помощи детям, поскольку в докризисный период школы выполняли функции профилактики, диагностики и консультирования. Таким образом, уязвимые группы населения потеряли доступ к некоторым услугам системы социальной защиты.

Распространение коронавирусной инфекции показывает [3], что закрытие школ приводит к увеличению риска семейного неблагополучия и жестокого обращения для женщин. Закрытие школ нарушило сложившийся режим организации трудового процесса, поскольку работающие родители были вынуждены уделять больше времени воспитанию детей. Лишенных возможности посещать школу (детский сад). Согласно результатам исследований, проведенных в странах Западной Европы в 2020 году, женщины вынуждены больше всего дополнительного времени необходимо уделять детям и домашним работам, что в совокупности с ухудшением макроэкономической конъюнктуры будет способствовать увеличению разрыва в оплате труда и усугублению гендерного неравенства [4]. Подобная ситуация может затронуть до 400 миллионов человек, занятых полный рабочий день [5].

Поскольку родители, которые теряют свой доход, вынуждены делать трудный выбор между работой и воспитанием детей, уровень охвата девочек школьным образованием в постковидный период может снизиться, в то время как будет расти число работающих детей и подростков. Поскольку ожидается, что от 71 до 100 миллионов человек окажутся в условиях крайней нищеты из-за пандемии, возникает насущная потребность в мониторинге показателей ухода обучающихся из школы и в учете альтернативных издержек выбора родителями в пользу финансирования ими образование своих детей [6]. Следует признать, что закрытие школ имеет не только непосредственные экономические последствия, характеризуются долгосрочными последствиями. Это получит отражение в негативной динамике индекс развития человеческого потенциала, который наряду с показателями дохода и уровня здравоохранения учитывает состояние образования.

Столкнувшись с экономическим и санитарным кризисом 2020 года, вызвавшим серьезные социально-экономические потрясения, правительства реализовали мероприятия, направленные на адаптацию системы образования к изменениям факторов внешней среды. Это нашло отражение в мобилизации усилия для обеспечения непрерывности обучения и защиты здоровья обучающихся и работников образовательных организаций. Это нашло отражение в закрытии учебных заведений, что со временем приведет к углублению социального неравенства. Последнее может быть вызвано дефицитом профессиональных компетенций у определённой части подрастающего поколения, которая не имеет доступа к дистанционным технологиям и (или) вынуждена покидать школу до ее окончания по экономическим соображениям. В этой связи широкий выбор инструментов, дистанционное обучение, обеспечение непрерывности обучения во время закрытия школ стали ключевыми принципами функционирования государств во всем мире.

Согласно результатам исследования ЮНИСЕФ (детского фонда, который действует под эгидой Организации Объединённых Наций) [7], проведенному в 71 стране (выбранной из 183 стран, по которым имеются данные), менее половины жителей имеют доступ к интернету, при этом имеют место существенные различия в доступе к информационно-коммуникационным технологиям внутри стран. В 40 из 88 стран, по которым имеются данные, количество телевизоров в расчете на 1 семью у городских жителей был в два раза выше, чем у сельских домохозяйств. В развивающихся государствах с ограниченным доступом в интернет шире использовались традиционные средства дистанционного обучения, которые предполагали сочетание образовательных программ по телевидению и радио с распространением печатных материалов. Лишь немногие страны пытаются измерить количество учащихся, действительно получающих образование дистанционно, и исследовать методики обучения. Анализ показывает наличие существенных межгосударственных различий: в странах с высоким уровнем дохода примерно 80-85% учащихся получают дистанционное образование, тогда как в странах с низким уровнем дохода этот показатель составляет менее 50% [7]. Эти различия обусловлены главным образом цифровым разрывом, поскольку обездоленные домохозяйства имеют ограниченный доступ к источникам электроэнергии, к объектам информационной-инфраструктуры, при этом отсутствуют информационно-коммуникационные компетенции у родителей и преподавателей.

Вследствие закрытия школ были внесены изменения в процедуры оценки учащихся, которые были существенно затруднены. В большинстве стран экзамены были отложены или отменены, в отдельных странах они были заменены непрерывным контролем или другими процедурами оценки, такими как онлайн-экзамены. В качестве инструмента измерения успеваемости учащихся были организованы тестирования с использованием мобильных телефонов, что позволило отслеживать входы в систему и определить эффективность использования обучающих платформ и приложений, а также вести постоянный контроль достигнутых результатов с целью выявления пробелов. Однако следует признать, что дистанционное обучение создает значительные трудности для обучающихся разного возраста, что определяет необходимость накопления значительного объема эмпирических данных, позволяющих сформулировать рекомендации с учетом ступени обучения.

Несмотря на трудности, вызванные необходимостью в короткие сроки трансформировать формат обучения, следует отметить, что пандемия коронавируса и закрытие образовательных организаций вызвало ускорение процесса внедрения инновационных методик обучения, учет преимуществ и недостатков которых позволит избежать негативные последствия как для сферы образования, так и для смежных областей экономической деятельности.

 

Список литературы:

  1. Официальный сайт Всемирной продовольственной программы. Глобальный мониторинг школьного питания во время закрытия школ вследствие COVID-19 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cdn.wfp.org/2020/school-feeding-map. Дата обращения: 1.12.2021.
  2. Официальный сайт Экономической комиссии для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.un.org/ru/ecosoc/eclac/docs.shtml Дата обращения: 1.12.2021.
  3. Аналитическая записка Группы ООН по устойчивому развитию. Воздействие COVID-19 на женщин и девочек [Электронный ресурс] Режим доступа: Policy-Brief-on-COVID-Impact-on-Women.pdf Дата обращения: 1.12.2021.
  4. Мэтт Кренц и др. Облегчение бремени COVID-19 для работающих родителей. Boston Consulting Group, 21 мая 2020 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.bcg.com / Дата обращения: 1.12.2021.
  5. Официальный сайт Международной организации труда. COVID-19 и мир труда. Пятое издание. 30 июня 2020 г.: [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.ilo.org/. Дата обращения: 1.12.2021.
  6. Официальный сайт Всемирного банка. Gрогноз воздействие COVID-19 на бедность [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.worldbank.org/en/topic/poverty/brief/ Дата обращения: 1.12.2021.
  7. Официальный сайт ЮНИСЕФ [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.unicef-irc.org/publications/pdf/IRB%202020-10%20CL.pdf. Дата обращения: 1.12.2021