ANALYSIS OF APPROACHES TO PSYCHOLOGICAL CORRECTION OF PATIENTS WITH ATOPIC DERMATITIS

Рубрика конференции: Секция 11. Психологические науки
DOI статьи: 10.32743/SpainConf.2022.4.18.337496
Библиографическое описание
Тактаракова С.С., Логинова И.О. ANALYSIS OF APPROACHES TO PSYCHOLOGICAL CORRECTION OF PATIENTS WITH ATOPIC DERMATITIS// Proceedings of the XVIII International Multidisciplinary Conference «Prospects and Key Tendencies of Science in Contemporary World». Bubok Publishing S.L., Madrid, Spain. 2022. DOI:10.32743/SpainConf.2022.4.18.337496

ANALYSIS OF APPROACHES TO PSYCHOLOGICAL CORRECTION OF PATIENTS WITH ATOPIC DERMATITIS

Sofya Taktarakova

Post-graduate student of the Department of Clinical Psychology and Psychotherapy, Professor V. F. Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University,

Russia, Krasnoyarsk

Irina Loginova

D.Sc. in Psychology, Professor, Head of the Department of Clinical Psychology and Psychotherapy with a Course in PA, Professor V. F. Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University,

Russia, Krasnoyarsk

 

АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ПАЦИЕНТОВ С АТОПИЧЕСКИМ ДЕРМАТИТОМ

Тактаракова Софья Сергеевна

аспирант, кафедра клинической психологии и психотерапии с курсом ПО, Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого,

РФ, г. Красноярск

Логинова  Ирина Олеговна

д-р психол. наук, проф., кафедра клинической психологии и психотерапии с курсом ПО, заведующий кафедрой,  Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого,

РФ, г. Красноярск

 

 

Атопический дерматит – часто встречающееся кожное хроническое и рецидивирующее  заболевание. В этиопатогенезе нейродермита принимают участие множество различных факторов от наследственности до особенностей вегетативной нервной системы. На данный момент отмечается существенный рост заболеваемости атопическим дерматитом, а так же усложняется и его протекание. Однако, можно отметить тот факт, что пока не существует эффективного лечения, обеспечивающего полное выздоровление пациента, так как в большинстве случаев терапия направлена на подавление симптоматики и достижение полной клинической ремиссии.

В отличие от фундаментальной области дерматологии, занимающейся хроническими заболеваниями кожи, сфера психологической коррекции особенностей личности пациентов с кожными заболеваниями, в частности - атопическим дерматитом, влияющих на рецидивирующее течение заболевания, в настоящее время редко рассматривается и практически не раскрыто.  В то же время наличие и изучение нозогенных реакций пациентов дерматологических учреждений показывает реальное влияние особенностей личности пациента на частоту рецидивов атопического дерматита у пациентов.  Это можно объяснить тем, что кожа имеет не только физиологические, но и психологические функции: кожа является границей между человеком и окружающей средой, между «Я» и «не-Я»; является органом контакта, мостом к окружающей среде, органом выражения эмоций: волнений, опасений, страха, радости, стыда, а так же своеобразной эстетической функцией и одним из органов чувств (ощущение тепла, холода, боли, жжения и т. д.).

Существуют факторы, влияющие на развитие психосоматики кожных заболеваний, среди которых важно обратить внимание на выбор  стратегии поведения человека при стрессе, среду для проявления болезни; механизмы запуска / постоянную тревожность, ситуация острого стресса и др.

Следовательно, большой психосоматический компонент в структуре этого заболевания настойчиво диктует необходимость активного междисциплинарного взаимодействия дерматологов и психологов в лечении таких пациентов [1, с.16-20].

Так, например, пациенты с атопическим дерматитом чувствуют себя более неуверенными и нерешительными по отношению к другим и имеют более низкую самооценку, чем здоровые контрольные группы. Было установлено, что пациенты с атопическим дерматитом, имеющие низкий уровень самооценки, больше подвержены страданиям от нестерпимого зуда [5, с.20-25].

В более ранних исследованиях было показано, что пациенты с атопическим дерматитом быстрее, чем здоровые контрольные группы впадают в гнев, но в то же время были менее способны выражать свой гнев и справляться с ним, что являлось предиктором рецидива [6, с. 656-660].

Результаты этих исследований не только подтверждают мнение о том, что личностные характеристики, связаны с индуцированным зудом при атопическом дерматите, но также подчеркивают, что психологические вмешательства могут быть полезным дополнением в лечении этой группы пациентов [5, с.20-25].

Пациенты с кожными заболеваниями испытывает особую потребность в эмоциональном принятии и отражении своих переживаний, из которых преобладающим является стыд за себя. Им сложно устанавливать и поддерживать границы в межличностных взаимоотношениях. Госпитализации таких пациентов часто предшествует нахождение в состоянии сильного стресса и переживаний. Так как психологическая поддержка и помощь в разрешении психологических проблем не является прямой функцией медицинского персонала,  возникает необходимость в создании группового психотерапевтического пространства, где эти задачи могут решаться в безопасных условиях психотерапевтической группы. Таким образом, Пухлов В.Г. останавливает свой выбор на групповой психотерапии как психотерапевтическом методе, обусловленном высокой степенью ее соответствия  условиям стационара и специфике личности пациентов с кожными заболеваниями,  важнейшей проблемой у которых являются сложности в установлении и поддержании межличностных отношений. При групповой работе можно оказать психологическую помощь большему количество пациентов, чем при  индивидуальной психотерапии [2].

Модель лечения больных хроническими дерматозами, связанными со стрессом, включающая коррекцию психовегетативных расстройств так же представляет интерес. Основными направлениями применяемой коррекции являются психофармакотерапия, психологическая коррекция и транскраниальная электростимуляция. Все больные хроническими дерматозами получают традиционную терапию в соответствии с клинической формой заболевания, кроме этого возникает необходимость применения медикаментозных средств для ускорения компенсаторно-адаптационных процессов и нормализации состояния нервной системы. Целью применения психологической коррекции в данной триаде является оптимизация психических функций, функционального состояния человека, отклонений от оптимального уровня его индивидуально-психологических особенностей. Наиболее известными психокоррекционными методиками, являются рациональная психотерапия, логотерапия, психология самореализации, позитивная психотерапия, когнитивная терапия, рационально-эмотивная психотерапия, психотерапия «здравым смыслом», патогенетическая психотерапия, основанная на теории отношений личности В.Н. Мясищева, аутотренинг, поведенческая терапия, нейролингвистическое программирование, психодрама, трансактный анализ, биологическая обратная связь, суггестивные, психоаналитические, поведенческие, феноменологически-гуманистические методики, используемые в индивидуальной и групповой формах. Выбор конкретной методики зависит от характера и уровня психологических нарушений, индивидуально-психологических особенностей пациента и врача. При анализе отдаленных результатов в течение года частота обострений в группах комплексного лечения в 1,5–2 раза ниже, чем в группах традиционной терапии. Таким образом, психотерапия является основой современной стратегии комплексного лечения больных хроническими дерматозами, связанными со стрессом, а разработанная нами модель комплексного лечения больных данной категории демонстрирует свою эффективность и может быть предложена для внедрения в стационарах дерматологического профиля [3].

Кроме того, в работе с кожным хроническим заболеванием, выделяют семейную системную терапию. Базовая идея системного подхода –семья –это социальная система, которая находится в динамических связях и отношениях друг с другом. В проведении семейной терапии выделяются 4 этапа: диагностический (семейный диагноз); ликвидация семейного конфликта; реконструктивный; поддерживающий. .Главной фигурой здесь выступает симптом. Симптом –это послание, которое один отправляет другому / другим. Важно знать, что за этим стоит в терминах смысла. У симптома всегда есть адреса. Симптом дает вторичную выгоду. Вторичная выгода, в свою очередь, что-то меняет в системе. Меняет так, что это становятся выгодным. Симптом сигнализирует о трудностях перехода от одной стадии жизненного цикла к другой. Симптом может быть первично системным и вторично системным. Есть симптомы, которые вырастают из дисфункции семейной системы, а есть симптомы, которые с этим не связаны, но система всегда реагирует на этот симптом. Кроме того, в данном подходе применяется «Циркулярное интервью», элементы арт-терапии, когнитивно-поведенческой терапии, нейро-лингвистическое программирование.

Психотерапевтические методы воздействия являются не только определенной формой и методом терапевтической активности, необходимой в лечении каждого соматического больного, в том числе и с кожными заболеваниями, но и терапевтическим подходом к проблемам патологии, ее обусловленности, механизмам и последствиям, а также методам профилактики, лечения и реабилитации [4, с.36].

Таким образом, необходимость психологической помощи пациентам с хроническими кожными заболеваниями оправдана, а ее эффективность доказана. Однако, следует заметить, что тот или иной подход, ориентирован на большой спектр кожных хронических недугов в целом, и нет четкой структуры целей, задач и алгоритма работы психолога с особенностями личности пациентов с атопическим дерматитом.

Это и определило основную цель проведенного ранее эмпирического исследования психологических особенностей пациентов с атопическим дерматитом как предвестников рецидивов атопического дерматита, на основании которого были выявлены мишени психологической помощи пациентам с атопическим дерматитом. Среди них выделено повышение психологического благополучия; повышение качества жизни и формирование установок на сохранение и улучшение здоровья; формирование целостного внутреннего образа здоровья за счет совершенствования навыков осознанной саморегуляции деятельности; формирование типов отношения к болезни, при которых психическая и социальная адаптация существенно не нарушается; повышение уровня интернальности.

Мы предполагаем, что психологическую помощь необходимо осуществлять как с учетом специфики заболевания (стаж, количество рецидивов, тяжесть заболевания), так и особенностей актуального психологического статуса.

Разработка программ психологической помощи пациентам с атопическим дерматитом для выявленных особенностей личности  является задачей следующего этапа нашей работы.

 

Список литературы:

  1. Потекаев Н.Н., Данилин И.Е., Корсунская И.М. и др. Психосоматические аспекты атопического дерматита // Врач. – 2018. – № 29(2). – С. 16-20
  2. Пухлов В.Г. Особенности групповой психотерапии в условиях стационара с пациентами, страдающими от кожных заболеваний // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2010. – № 2. URL:https://psyjournal.ru/articles/osobennosti-gruppovoy-psihoterapii-v-usloviyah-stacionara-s-pacientami-stradayushchimi-ot (дата обращения: 07.04.2022).
  3. Сухарев А.В., Назаров Роман Николаевич, Савченко Е.С., Елисеев Г.Д. Коррекция психовегетативных расстройств в процессе комплексного лечения больных хроническими дерматозами // Вестник Национального медико-хирургического Центра им. Н. И. Пирогова. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsiya-psihovegetativnyh-rasstroystv-v-protsesse-kompleksnogo-lecheniya-bolnyh-hronicheskimi-dermatozami-1 (дата обращения: 07.04.2022).
  4. Юсупова Л.А., Абдрахманов Р.М.. Психодиагностика и психокоррекция в дерматокосметологии // Учебно-методическое пособие для слушателей послевузовского и дополнительного профессионального образования. – М.: КГМУ, 2011. – 36 с.
  5. Christina Schut, Simon Bosbach, Uwe Gieler, Jörg Kupfer Personality Traits, Depression and Itch in Patients with Atopic Dermatitis in an Experimental Setting: A Regression Analysis // Acta Dermato Venereologica. – 2014. – № 94(1). – С. 20-25.
  6. Ginsburg IH, Prystowksy JH, Kornfeld DS, Wolland H. Role of emotional factors in adults with atopic dermatitis // Int J Dermatol . – 1993. – № 32. – С. 656-660.