ВОПРОСЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ ПОЛИТИКИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПОСТАВОК ЭНЕРГОНОСИТЕЛЕЙ ИЗ ПРИКАСПИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ

Рубрика конференции: Секция 11. Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития
DOI статьи: 10.32743/25878611.2021.8.41.297441
Библиографическое описание
Афонин А.Д. ВОПРОСЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ ПОЛИТИКИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПОСТАВОК ЭНЕРГОНОСИТЕЛЕЙ ИЗ ПРИКАСПИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ / А.Д. Афонин // Общественные науки в современном мире: политология, социология, философия, история: сб. ст. по материалам XLIX Международной научно-практической конференции «Общественные науки в современном мире: политология, социология, философия, история». – № 8(41). – М., Изд. «Интернаука», 2021. DOI:10.32743/25878611.2021.8.41.297441

ВОПРОСЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ ПОЛИТИКИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПОСТАВОК ЭНЕРГОНОСИТЕЛЕЙ ИЗ ПРИКАСПИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ

Афонин Андрей Дмитриевич

аспирант кафедры политологии и политической философии Дипломатической академии Министерства иностранных дел РФ,

РФ, г. Москва

 

EUROPEAN ENERGY SUPPLY DIVERSIFICATION POLICY IN RELATION TO CASPIAN STATES

Andrey Afonin

Рost-graduate student at the Chair of political science and political philosophy, Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of RF,

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

Европейский Союз (ЕС) активно стремится диверсифицировать свои источники поставок, включая получение природного газа из Азербайджана через Южный газотранспортный коридор (ЮГК). Для достижения этой цели ЕС предоставил финансовую поддержку частям Южного газотранспортного коридора. В статье  отмечается, что выбор в пользу использования ЮГК в качестве источника поставок был сделан, несмотря на относительно более высокую стоимость доставки азербайджанского природного газа в ЕС. Мотивация для ЕС здесь характеризуется стратегической важностью и частью его усилий по диверсификации источников поставок в рамках RCI (Regional Competitiveness Index).

ABSTRACT

The European Union (EU) is actively seeking to diversify its sources of energy supply, namely natural gas from Azerbaijan through the Southern Gas Corridor (SGC). To achieve this goal, the EU has provided support to parts of the SGC project. The article notes that the choice in favor of using the SGC as a source of supply was made despite the relatively higher cost of delivering Azerbaijani natural gas to the EU. The motivation for the EU here is characterized by strategic importance and part of its efforts to diversify sources of supply within the framework of the RCI (Regional Competitiveness Index).

 

Ключевые слова: газ, ЕС, Евросоюз, Азербайджан, энергетика, деверсификация, ЮГК, южный газовый корридор, Трансадриатический газопровод, TAP, Трансанатолийский трубопровод, TANAP, энергетическая безопасность.

Keywords: gas, EU, European Union, Azerbaijan, energy, diversification, UGK, southern gas corridor, Trans-Adriatic gas pipeline, TAP, Trans-Anatolian pipeline, TANAP, energy security, region, policy, SGC, Southern Gas Corridor.

 

На текущий момент ЕС остается одним из крупнейших импортеров энергоресурсов, особенно природного газа. Эта зависимость от импорта лишь подчеркивает обеспокоенность Евросоюза по поводу бесперебойности поставок энергоносителей, особенно в случаях поставок из регионов с потенциальным социально-экономических или геополитических конфликтов. Некоторые события недавнего прошлого, включающие в себя российско-украинский газовый спор в 2009 году считаются угрозой бесперебойным поставкам энергоносителей в ЕС. Такие события подчеркивают необходимость более существенной энергетической политики для преодоления возможных перебоев в поставках энергии и смягчения проблем безопасности, особенно за счет диверсификации вариантов путей поставок.

Подобные мотивы и определили «Европейскую стратегию энергетической безопасности», принятую в 2014 году, в которой диверсификация поставщиков природного газа была одним из приоритетов [8]. Та же стратегия была отражена в Стратегии Еврокомиссии по развитию энергетики, в частности, для стран Восточной и Центральной Европы [12]. Еврокомиссия рассматривает реализацию Южного газотранспортного коридора, ЮГК, крупного инфраструктурного проекта по доставке природного газа из Каспийского региона в ЕС, как важный элемент стратегии диверсификации. Отражая твердую приверженность проекту ЮГК как приоритетному направлению ЕС принимает активное участие в финансировании Трансадриатического газопровода (TAP), компонента ЮГК, который в настоящее время строится для транзита азербайджанского природного газа на европейские рынки, при этом Европейский инвестиционный банк одобрил кредит в размере 1,5 млрд евро для TAP [13]. В настоящее время Азербайджан является единственной прикаспийской страной, которая может поставлять природный газ в Европу через ЮГК при существующей инфраструктуре [8]. Кроме того, реализация текущих и перспективных проектов, таких как «Шахдениз-2» и «Шахдениз-3», существенно увеличит экспортные возможности Азербайджана по природному газу.

Южный газотранспортный коридор был предложен Европейской комиссией в качестве одного из “высших приоритетов энергетической безопасности ЕС” [10]. Это многокомпонентный трубопроводный проект, направленный на доставку природного газа с Каспия и Ближнего Востока на европейский рынок. Первая часть ЮГК планирует транспортировать азербайджанский природный газ из Шахдениза-2 в Грецию и Италию в ЕС через Грузию, Турцию и Албанию. Другие компоненты включают расширение существующего Южно-Кавказского трубопровода от Баку до Эрзурума в восточной Турции, трубопровода Баку-Тбилиси-Эрзурум. Из Эрзурума сеть будет расширена до Греции Трансанатолийским трубопроводом (TANAP). Затем TAP соединит Грецию с Италией через Албанию.

«Шахдениз-2» считается одним из основных компонентов ЮГК и, как ожидается, увеличит общую добычу "Шахдениза" на 16 млрд куб. м до 26 млрд куб. м. Проект начал функционировать в 2018 году с началом коммерческих поставок в Турцию. В 2013 году была подписана 25-летняя сделка по продаже примерно 10 млрд куб. м природного газа, из которых один млрд куб. м будет продан Болгарии и Греции, а оставшаяся часть-Италии [5].

Трубопровод природного газа Баку-Тбилиси-Эрзурум общей мощностью 20 млрд куб. м транспортирует природный газ с месторождения природного газа в Шахденизе в Грузию и Турцию [3,17]. Он следует по тому же маршруту, что и нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан. План расширения направлен на утроение объемов природного газа, экспортируемого по трубопроводу, за счет строительства нового трубопровода через Азербайджан и двух новых компрессорных станций в Грузии. Там трубопровод соединится с другими новыми трубопроводами для поставок природного газа в Турцию и ЕС.

TANAP связывает Грузию с Грецией через Турцию и соединяет ЮГК с TAP для транспортировки азербайджанского природного газа в Европу [18,19]. Трубопровод будет напрямую транспортировать природный газ из Каспийского региона на европейский рынок. Турция купит шесть миллиардов кубометров добычи «Шахдениз-2», а оставшаяся часть поступит в ЕС. Для поддержки развития TANAP ЕС предоставил TANAP 5 миллионов евро в рамках проекта «Энергия соединяющей Европы» в 2018 году [18,19].

Наконец, TAP - это проект в ЮГК, который обеспечит окончательное подключение каспийского природного газа к Южной Европе. Трубопровод начинается от границы Греции и Турции, где он соединен с TANAP. Он будет протекать через Грецию, Албанию и Италию. TAP может транспортировать природный газ по Ионическо-Адриатическому трубопроводу и соединительным трубопроводам Греция-Болгария-Румыния в Юго-Восточную Европу, которые включают Сербию, Черногорию, Боснию и Герцеговину, Косово, Хорватию, Румынию и Болгарию [15].

Для общего понимания необходимо оценить увеличение экспорта природного газа Азербайджана в ЕС в течение следующих нескольких лет с точки зрения стоимости поставок и попыток диверсифицировать источники поставок, чтобы понять склонность ЕС инвестировать в ЮГК для импорта азербайджанского природного газа. При стоит ориентироваться на сочетание экономической эффективности затрат и RCI [14], чтобы объяснить политический выбор, сделанный ЕС для поддержки ЮГК. Хотя эти объемы невелики по сравнению с общим объемом импорта природного газа в ЕС, ЮГК создает еще один источник конкуренции с существующими источниками. В конечном счете, ЮГК может также соединить ЕС с другими странами, богатыми природным газом, на Каспии и Ближнем Востоке. То есть энергетическую политику ЕС в отношении Азербайджана и его предпочтение в отношении ЮГК можно оценить с этой точки зрения. Бывший вице-президент Энергетического союза Марош Шефчович заявил на церемонии открытия TANAP, что ЮГК стратегически важен для ЕС и будет способствовать созданию общеевропейского энергетического рынка, основанного на свободной торговле, конкуренции и диверсифицированных поставках, источниках и маршрутах [11]. Кроме того, Стратегия энергетической безопасности (2014) и Пакет Энергетического союза (2015) также отметили стратегическую важность ЮГК и Каспийского природного газа для энергетической безопасности ЕС [2].         В Стратегии энергетической безопасности (2014) создание ЮГК было определено как важный элемент расширения торговых отношений с прикаспийскими государствами. В пакете Энергетического союза говорится: «Для обеспечения диверсификации поставок газа необходимо активизировать работу по Южному газовому коридору, чтобы страны Центральной Азии могли экспортировать свой газ в Европу». Как видно, ЕС рассматривает ЮГК в качестве важного элемента диверсификации поставщиков энергии на своем интегрированном энергетическом рынке.

ЕС не только оказывает политическую и дипломатическую поддержку, но и предлагает финансовую помощь ЮГК. В Стратегии энергетической безопасности (2014) упоминается, что ЕС будет оказывать финансовую поддержку проектам энергетической инфраструктуры через свои финансовые учреждения. В связи с этим недавно Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) выделил 1,5 миллиарда долларов на проекты TAP и 1 миллиард на проекты TANAP. Азербайджан получил полную поддержку со стороны руководства ЕС для получения этих кредитов. Марош Шефчович в своем выступлении на Третьем заседании Консультативного совета ЮГК на уровне министров в Баку призвал международные финансовые институты финансировать проект. ЕИБ определяет ЮГК как необходимый элемент диверсификации поставок. ЕИБ так же заявляет что ЮГК экономически оправдан, исходя из его вклада в обеспечение безопасности поставок и создания нового источника конкурентоспособного по стоимости природного газа. По мнению ЕИБ, проект экономически выгоден даже при консервативных предположениях. Банк также утверждает, что в будущем объем транспортируемого газа будет увеличен, а стоимость будет дешевле, чем на начальном этапе, что в конечном итоге сделает проект экономически выгодным. В конечном счете можно утверждать, что участие Европейской комиссии и ЕИБ в продвижении и финансировании ЮГК является примером вмешательства государственных органов ЕС для воздействия на механизмы энергетических рынков в политических целях.

Поддержка проекта Евросоюзом продолжилась с одобрением Соглашения правительства Греции с принимающим правительством TAP в соответствии с правилами государственной помощи ЕС [9]. ЕС недвусмысленно признал улучшение энергетической безопасности в связи с поступлением азербайджанского газа в Европу и то, что это соглашение является необходимым условием для завершения строительства ЮГК.

Со временем ЮГК может стать важным маршрутом для ЕС для доступа к энергетическим ресурсам других прикаспийских государств, таких как Туркменистан и Иран. На начальном этапе ЮГК будет транспортировать в Европу только азербайджанский природный газ, но в долгосрочной перспективе ЕС заинтересован также в импорте природного газа из Туркменистана и Ирана. Преследуя эту цель, ЕС принял мандат на проведение переговоров по юридически обязательному договору между ЕС, Азербайджаном и Туркменистаном о строительстве системы Транскаспийских трубопроводов (TТП) [7]. В настоящее время Туркменистан ежедневно экспортирует в Азербайджан через Иран почти шесть миллионов кубометров газа. Азербайджан также заинтересован в включении Туркменистана в ЮГК.

Для доставки значительного объема туркменского газа в Европу необходимо строительство ТТП. Одним из главных препятствий для строительства ТТП был статус Каспийского моря. Наконец, в 2018 году прибрежные государства подписали конвенцию об окончательном статусе Каспийского моря. Статья 12 конвенции гласит, что “Каждая Сторона в пределах своего сектора осуществляет юрисдикцию над искусственными островами, установками, сооружениями, своими подводными кабелями и трубопроводами” [6]. Конвенция теперь позволяет Азербайджану и Туркменистану строить энергетическую инфраструктуру в своем секторе Каспийского моря.

ЮГК также важен для ЕС с точки зрения внешних аспектов его внутреннего энергетического рынка. Цель внешнего энергетического управления ЕС состоит в том, чтобы экспортировать свои правила регулируемого энергетического рынка в соседние страны. ЮГК с этой точки зрения более важен для ЕС, чем просто вывод на рынок нового поставщика, и утверждает, что цель экспорта регулируемых энергетических правил за пределы ЕС «направлена на минимизацию неопределенности в отношениях со странами, не являющимися членами, и сужение стратегических вариантов политики, доступных для последних». Таким образом, ЕС стремится деполитизировать свое энергоснабжение и ввести рыночные правила для всех игроков. В этой связи ЮГК может сыграть важную роль в распространении правил и норм в области управления энергетикой стран-партнеров. Чтобы экспортировать свои правила регулирования рынка за рубеж в рамках многосторонней институционализации, ЕС основал Энергетическое сообщество и включил Украину, Молдову, Грузию и страны Западных Балкан в качестве «договаривающихся сторон» своего интегрированного энергетического рынка. Цель Энергетического сообщества состоит в том, чтобы помочь этим договаривающимся сторонам перестроить свою энергетическую структуру в соответствии с правилами Союза. Кроме того, ЕС намерен включить больше стран в свои правила регулируемого рынка, особенно страны ЮГК [1]. В этом ключе ЕС продолжает переговоры с Азербайджаном о новом соглашении о партнерстве, которое также будет включать энергетическое партнерство. В [19]; подчеркивается, что в будущем они разработают стратегическую программу постепенной гармонизации своего энергетического законодательства с законодательством Сообщества. Очевидно, что с новым соглашением ЕС желает распространить свои рыночные правила и на Азербайджан. Однако расширение правил рынка ЕС не ограничивается Азербайджаном, с внедрением ЮГК все участники этого проекта могут быть включены в общую институционализированную структуру.

Можно сделать вывод, что природный газ важен для ЕС не только для обеспечения спроса на энергию, но и для создания более чистой окружающей среды в среднесрочной перспективе. С этой точки зрения вполне ожидаемы преференции Евросоюза по отношению к ЮГК.  Действующие стратегии ЕС предписывают снижение уровней выбросов парниковых газов. Так, ЕС планирует сократить выбросы парниковых газов на 40% к 2030 году. Для достижения этих целей необходимо обеспечить поставки природного газа из различных надежных источников [4]. Учитывая сокращение мощностей по добыче природного газа в ЕС, эта климатическая повестка дня потребует увеличения импорта из различных ресурсов, включая ЮГК.

 

Список литературы:

  1. Исполинов Алексей Станиславович, Двенадцатова Татьяна Ивановна Создание единого энергетического рынка ЕС: тихая революция с громкими последствиями // Балт. рег.. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-edinogo-energeticheskogo-rynka-es-tihaya-revolyutsiya-s-gromkimi-posledstviyami (дата обращения: 31.07.2021)
  2. Кавешников Николай Юрьевич Проект энергетического союза ес в контексте отношений между Россией и Европейским союзом // Вестник Московского университета. Серия 25. Международные отношения и мировая политика. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proekt-energeticheskogo-soyuza-es-v-kontekste-otnosheniy-mezhdu-rossiey-i-evropeyskim-soyuzom (дата обращения: 31.07.2021)
  3. BP Azerbaijan // Shah Deniz Stage 2 URL https://www.bp.com/en_az/caspian/operationsprojects/Shahdeniz/SDstage2.html (дата обращения 28.07.21)
  4. BP // Energy Outlook 2019 Edition BP, London (2019)
  5. BP // Shah Deniz Major Sales Agreements with European Gas Purchasers Concluded URL https://www.bp.com/en/global/corporate/news-and-insights/press-releases/shah-deniz-major-sales-agreements-with-european-gas-purchasers-c.html (дата обращения 26.07.21)
  6. Convention on the Legal Status of Caspian Sea URL http://en.kremlin.ru/supplement/5328 (дата обращения 01.08.21)
  7. EU Starts Negotiations on Caspian Pipeline to Bring Gas to Europe URL http://europa.the.EU/rapid/press-release_IP-11-1023_en.htm (дата обращения 27.07.21)
  8. European Commission // Communication from the Commission to the European Parliament and the Council European Energy Security Strategy, Brussels
  9. European Commission // State Aid: Commission Approves Agreement between Greece and TAP Allowing New Gas Pipeline to Enter Europe https://europa.eu/rapid/press-release_IP-16-541_en.htm (дата обращения 27.07.21)
  10. European Commission // Energy Union Package, Communication from the Commission to the European Parliament, the Council. The European Economic and Social Committee, the Committee of the Regions and the European Investment Bank, A Framework Strategy for a Resilient Energy Union
  11. European Commission // Statement by Vice-President Maros Sevcovic in the Opening Ceremony of TANAP URL https://ec.europa.the.EU/commission/commissioners/2014-2019/sefcovic/announcements/statement-vice-president-maros-sefcovic-opening-tanap_en (дата обращения 27.07.21)
  12. European Commission // The EU Energy Security and Solidarity Action Plan Second Strategic Energy Review, Brussels
  13. European Investment Bank // EIB Backs EUR 6.5 Billion Energy, SME, Transport and Urban Investment URL https://www.eib.org/en/infocentre/press/releases/all/2018/2018-030-eib-backs-eur-6-5-billion-energy-sme-transport-and-urban-investment.htm, дата обращения 29.07.21)
  14. European Regional Competitiveness Index URL https://ec.europa.eu/regional_policy/en/information/maps/regional_competitiveness/ (дата обращения 27.07.21)
  15. Magomedov Arbakhan, Nikerov Ruslan The South Stream vs. Nabucco: the pipeline war gains momentum // The Caucasus & Globalization. 2011. №1-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/the-south-stream-vs-nabucco-the-pipeline-war-gains-momentum (дата обращения: 31.07.2021)
  16. Memorandum of Understanding on a Strategic Partnership between the European Union and the Republic of Azerbaijan in the Field of Energy, 2006, Brussels
  17. SOCAR // Transportation: Baku-Tbilisi-Erzurum Gas Pipeline URL http://www.socar.az/socar/en/activities/transportation/baku-tbilisi-erzurum-gas-pipeline (дата обращения 26.07.21)
  18. TANAP // 5 Million Euro Financial Support from the European Union for TANAP (2019) https://www.tanap.com/media/press-releases/5-million-Euro-financial-support-from-the-european-union-for-tanap/ (дата обращения 23.07.21)
  19. TANAP // Trans Anatolian Natural Gas Pipeline Project (2019) URL https://www.tanap.com/tanap-project/why-tanap/ (дата обращения 26.07.21)