TRENDS IN THE INTRODUCTION OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE AND ROBOTIZATION OF PROCESSES IN LABOR RELATIONS

Рубрика конференции: Секция 21. Юридические науки
DOI статьи: 10.32743/NetherlandsConf.2022.7.21.343749
Библиографическое описание
Евдокимов И.И. TRENDS IN THE INTRODUCTION OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE AND ROBOTIZATION OF PROCESSES IN LABOR RELATIONS// Proceedings of the XXI International Multidisciplinary Conference «Innovations and Tendencies of State-of-Art Science». Mijnbestseller Nederland, Rotterdam, Nederland. 2022. DOI:10.32743/NetherlandsConf.2022.7.21.343749

TRENDS IN THE INTRODUCTION OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE AND ROBOTIZATION OF PROCESSES IN LABOR RELATIONS

Ilya Evdokimov

student, Moscow University for the Humanities,

Russia, Moscow

 

ТЕНДЕНЦИИ ВНЕДРЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА И РОБОТИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ В ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Евдокимов Илья Игоревич

студент, Московский гуманитарный университет,

РФ, г. Москва

 

В 21 веке человечество лицом к лицу столкнулось с новой проблемой, проблемой развивающихся технологий. Раньше никто не догадывался, что написанная человеком программа сможет выполнять функции быстрее и качественней человеческого труда. Многие профессии со временем пропали, например, писарь, плотогон, человек-будильник, пинспоттеры и так далее. Их заменили развивающиеся технологии того времени. Один ученый смог лишить работы более тысячи человек, оставив их без постоянной заработной платы.

Правительство Российской Федерации утвердило программу «Цифровой экономики Российской Федерации» распоряжением от 28 июля 2017 года № 1632-р [1] (далее – Программа) в которой расписаны цели для реализации и создания информационного общества с 2017 года по 2030 год. К таким целям относится: повышение конкурентоспособности экономики России на международной рынке, формирование высокотехнологического бизнеса, реформирование трудового законодательства и так далее. Многие институты трудового права претерпят реформирование. Правительство Российской Федерации в своей Программе предусматривает изменение трудовой сферы под давление необходимости вхождения и развития нового информационного общества.  Программа предусматривает необходимость пересмотра кадровой системы из-за технологического развития.  

Во время первой промышленной революции 18-19 века произошел переход от ручного труда к механическому. В то время основные инновации наблюдались в текстильной промышленности, внедрение парового двигателя и инновации металлургии. Такие технологии вызвали безработицу хоть и небольших масштабах, например, среди ткачей-ремесленников. Масштабы безработицы были небольшими и в то время это не потрясло трудовые классы, но это уже показало, что технологии могут лишить человека заработка.

Одно из наиболее рассматриваемых и анализируемых экономистами потрясений, связанное с безработицей, произошло во второй половине 20 века из-за автоматизации промышленности. Американский экономист Джереми Рифкин привел статистику анализируя доходы населения с 1980-х годов [2, c. 32]. На основании этой статистики он вывел падение реальных доходов населения из-за автоматизации, а также рост безработицы среди населения.

McKinsey Global Institute провел анализ стран, где «революция роботов» оставит наибольший отпечаток [3]. К таким странам отнеслись Россия, Китай, Индия. Около половины работников могут быть заменены искусственным интеллектом (далее – ИИ). Оксфордский университет также провел анализ, на основании которого 46% существующих профессий в США будут автоматизированы в течение ближайших 20 лет  [4, с. 15].

Одна из основных причин такого быстрого роста – инвестиции. Технологии ИИ могут снизить расходы в будущем и окупиться за короткий промежуток времени. В 2012 году в изучение ИИ было инвестировано порядка 420 миллионов долларов, а в 2016 году 1.8 миллиарда долларов [5, с. 4]. Наблюдается бурный рост среди стартапов посвященных применению и изучению ИИ. Пандемия показала, как технологии стали обширно применяться в различных областях, в том числе и в трудовом праве.

Возможности, которые показывают роботы, несомненно, опережают человеческий трудовой ресурс. Исключается необходимость заработной платы, предоставление отпуска и многих других социальных гарантий.

Анализируя опыт сегодняшних стран по внедрению роботов можно сказать, что уже сейчас страны подходят к новому этапу развития. Этапу, когда человеческий трудовой фактор уйдет на второй план и его заменит роботизированный труд. Южная Корея начала повсеместное внедрение роботов. В 2017 году в Южной Кореи на 10 000 человек приходилось 437 роботов. Следующими странами по внедрению роботов являются Япония и ФРГ. Это неудивительно, ведь фабрики по производству роботов в этих странах входят в общемировые рейтинги [6]. В Японии и ФРГ на 10 000 человек приходилось соответственно 323 и 282 робота на 2017 год.

В 21 веке основными темами обсуждения роботизации являются новая промышленная революция, последствия технологической безработицы и дискриминации, в связи с использованием ИИ.

Анализируя дискриминацию в трудовых отношениях, в связи с использованием искусственного интеллекта в первую очередь важно отметить причины появления такой дискриминации.

Самой важной причиной дискриминации в сфере применения технологий является технологическая безработица. То есть потеря рабочих мест из-за использования новых технологических решений. Историческим примером применения такого изменения является обнищание ткачей ремесленников [7, с. 30], в связи с внедрением станков. На сегодняшний момент существуют кассы самообслуживания, которые могут полностью заменить кассиров.

Многие ученые прогнозировали данный феномен. Мартин Форд [8, с. 124] считал, что замена человеческого ресурса механизма является частью развития капитализма. Без такой ступени капиталистические отношения не будут развиваться. Другой ряд ученых поддерживал данную идею, но заявлял о компенсирующих факторах. Идея заключалась в том [9, с. 77], что развитие технологий повлечет временную безработицу, но в дальнейшем произойдет создание новых рабочих мест, которые компенсируют утраченные. Третья группа ученых придерживается пессимистичных результатов. Так, в случае замены человеческого ресурса технологическими решения, появившееся безработица никак не компенсируется [10, с. 40]. Идея невозможности искоренения безработицы широко обсуждаются на сегодняшний момент, и ученые углубляются в проблематику причин возникновения безработицы.

При этом нельзя говорить только о негативных последствиях внедрения искусственного интеллекта в трудовые отношения. Как и говорилось ранее, производственные затраты уменьшатся. Следовательно, произойдет снижение цен и уровень жизни вырастет. Увеличатся производственные мощи и результатом станет отсутствие дефицита товара на рынке. Срок выполнения работ уменьшится. При возможности роботов выполнять физическую работу, инвестиции в другие сферы жизни увеличатся, следовательно, большее количество людей смогут развивать иные отрасли, где внедрение роботов невозможно.

Дискриминация в трудовых отношениях в связи с использованием роботов действительно будет присутствовать. Произойдут массовые сокращение персонала. При выборе между роботом и человеком предпочтение отдадут роботу. Но данная форма дискриминации носит положительный характер, так как она избавит человечество от монотонной физической работы и даст возможность обществу акцентировать внимание на глобальных проблемах: экологического засорения, глобального потепления, заселения новых планет, ликвидации голода и бедности. Все негативные последствия будут носить лишь временный характер. Например, с помощью технологий можно будет производить и генерировать такое количество еды, чтобы полностью искоренить голод в мире. С помощью технологий не нужно будет убирать мусор и вывозить его, исчезнет понятие дорожно-транспортного происшествия, так как искусственный интеллект будет управлять транспортными средствами. И многие другие проблемы будут ликвидированы. Внедрение нового и временные негативные последствия – шаг в будущее.

Такие изменения затронут и необходимость изменения сферы трудовых отношений. Прежде всего нужно будет урегулировать ряд вопросов:

  1. Должна быть введена новая сфера отношений, связанная с деятельностью роботов. Закрепление регулирования отношений между работником и роботом, роботом и работодателем. Необходимость дополнительных гарантий прав работника и работодателя, вследствие использования труда роботов.
  2. Отдельного регулирования будет требовать биотехника: экзоскелеты и нейропротезы. Требуется урегулировать возможную дискуссию о разрешение или запрете на добровольно внедрение в свое тело элементов дополнительной помощи, основанной на искусственном интеллекте.
  3. Вопросы ответственности будут требовать незамедлительного урегулирования. В случае причинения вреда роботом с искусственным интеллектом кто будет нести ответственность: работник, работодатель, производитель или сам робот. Европарламент предложил ввести необходимость страхования роботов, по типу обязательного страхования гражданской ответственности [11, с. 10].
  4. Следует урегулировать статус роботов с искусственным интеллектом. Можно ли считать их новой формой жизни или отнести их к вещам. Возможно ли негуманное отношение с роботом. В 2017 году Европарламент в своей резолюции для Еврокомиссии предложил признать новый правовой статус – электронного лица (electronic personhood) для искусственного интеллекта, принимающего самостоятельные решения. Также было предложены создания отдельного органа, который регулировал бы вопросы робототехники. Некоторые ученые, например, профессор Оксфордского университета Айденмюллер считают, что работы имеют право обладать правосубъектностью [12, с. 3]. Стэндфордский университет предложил [13] классификацию роботов по категориям и в зависимости от категорий определять их правовой статус. Основные направления размышлений ученых сводятся к четырем вариантам: приравнять робота по аналогии с физическим лицом, приравнять роботов к животным, использоваться концепцию близкую к юридическим лицам или создать совершенно новый правовой статус.

В Российской Федерации можно наблюдать начало изменения законодательства в связи с внедрением искусственного интеллекта. Так, произошли изменения в Воздушном Кодексе, появилось законодательное регулирование дронов. Многие исследовательские центры предложили свою концепцию поправок в Гражданский кодекс. Например, исследовательский центр проблем регулирования робототехники и искусственного интеллекта [14].

Подводя итоги, стоит отметить, что дискриминация в связи с использованием искусственного интеллекта в ближайшем будущем будет присутствовать. Отношение к дискриминации многими воспринимается только в негативном ключе, хотя дискриминация повлечёт за собой большое количество компенсирующих факторов, которые поменяют мир к лучшему. Дискриминация – необходимый шаг, который нужно преодолеть для достижения глобальных целей, рассматривать дискриминацию с сугубо негативной точки зрения неправильно.

 

Список литературы:

  1. Распоряжение Правительства РФ от 28.08.2017. №1632-р «Об утверждение прилагаемой программы Цифровой экономики Российской Федерации».
  2. Rifkin J. The end of work: the decline of the global work-force and the dawn of the post-market era. G.P. Putnam's Sons. 1995.
  3. Новости. Через три года 7 млн человек потеряют работу из-за роботов // Инвест-Форсайт. 27.04.2017. [Электронный ресурс]. URL: https://www.if24.ru/7-mln-poteryayut-rabotu/ (дата обращения: 10.07.2022).
  4. Frey C.B., Osborne M. The future of employment: How susceptible are jobs to computerisation? // University of Oxford, 2013. [Electronic resource]. URL: http://dx.doi.org/10.1016/j.techfore.2016.08.019 (дата обращения: 10.07.2022).
  5. Блохина М. SKOLKOVO.AI. В области искусственного интеллекта наступает оттепель. [Электронный ресурс]. URL: http://polit.ru/article/2016/11/15/sk_skolkovo_ai/ (дата обращения: 10.07.2022).
  6. 10 ведущих производителей промышленных роботов. // Сайт: Robohunter [Электронный ресурс]. URL: https://robo-hunter.com/news/10-vedushih-proizvoditelei-promishlennih-robotov (дата обращения: 10.07.2022)
  7. Benett S. A History of Control Engineering 1800-1930. Institution of Engineering and Technology. 1986.
  8. Форд М. Роботы наступают. Развитие технологий и будущее без работы. М.: Альпина нон-фикшн, 2016.
  9. Woirol G. R. The Technological Unemployment and Structural Unemployment Debates, Praeger, 1996.
  10. Waters R. Technology: Rise of the replicants, Financial Times. 2014. P. 40
  11. Незнамов. А. Новые законы робототехники: как в Европе регулируют права роботов // Популярная механика. 2017. N 8.
  12. Eidenmueller H. The rise of robots and the law of humans // Oxford Legal Studies Research Paper, 2017. No. 27. [Electronic resource]. URL: https://ssrn.com/abstract=2941001 (дата обращения: 10.07.2022).
  13. Stone P. et al. Artificial Intelligence and Life in 2030. One Hundred Year Study on Artificial Intelligence: Report of the 2015 – 2016. // Stanford. Stanford University. [Electronic resource]. URL: http://ai100.stanford.edu/2016-report (дата обращения: 10.07.2022).
  14. Модельная конвенция о робототехнике и искусственном интеллекте. Правила создания и использования роботов и искусственного интеллекта: версия 1:0. 2017 г. [Электронный ресурс]. URL: http://robopravo.rU/uploads/s/z/6/g/z6gj0wkwhv1o/file/6dbrNqgu.pdf (дата обращения: 10.07.2022).