ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ В СИТУАЦИИ КОНФЛИКТА

Рубрика конференции: Секция 5. Международное право; Европейское право
DOI статьи: 10.32743/25419889.2023.5.71.355155
Библиографическое описание
Сабырова К.Ж. ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ В СИТУАЦИИ КОНФЛИКТА / К.Ж. Сабырова // Теоретические аспекты юриспруденции и вопросы правоприменения: сб. ст. по материалам LXXI Международной научно-практической конференции «Теоретические аспекты юриспруденции и вопросы правоприменения». – № 5(71). – М., Изд. «Интернаука», 2023. DOI:10.32743/25419889.2023.5.71.355155

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ В СИТУАЦИИ КОНФЛИКТА

Сабырова Карина Жанаткызы

магистрант, Казахский Университет Международных Отношений и Мировых Языков им. Абылай хана,

Казахстан, г. Алматы

 

THE RIGHT TO EDUCATION IN A CONFLICT SITUATION

Karina Sabyrova

Master's student, Abylai Khan Kazakh University International Relations and World Languages,

Kazakhstan, Almaty

 

АННОТАЦИЯ

В настоящей статье рассматривается защита экономических, социальных и культурных прав в ситуациях вооруженного конфликта, уделяя особое внимание реализации права на образование.

ABSTRACT

This article examines the protection of economic, social and cultural rights in situations of armed conflict, paying special attention to the realization of the right to education.

 

Ключевые слова: международное право, международное гуманитарное право, образование, конфликт

Keywords: international law, international humanitarian law, education, conflict

 

Во время чрезвычайных ситуаций, таких как вооруженные конфликты, важнейшее значение приобретает защита гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав. Перемещение населения и разрушение социальной инфраструктуры, вызванные конфликтами, зачастую серьезно подрывают доступ к образованию, трудовой деятельности, медицинской помощи и другим услугам, необходимым для обеспечения жизнедеятельности. Игнорирование экономических, социальных и культурных прав во время конфликтов и других чрезвычайных ситуаций может привести к дальнейшим нарушениям прав человека и в свою очередь к продолжению конфликта.

В ситуациях вооруженного конфликта применяются как нормы международного права прав человека, так и нормы международного гуманитарного права. Договорные механизмы и международные судебные органы, включая Международный Суд, а также ряд региональных правозащитных судов, рассматривали вопрос о взаимодействии между этими двумя сводами норм права, отметив, что как международное право прав человека, так и международное гуманитарное право преследуют общие цели защиты жизни и достоинства человека и запрещение дискриминации и что оба эти свода являются применимыми в чрезвычайных ситуациях [1].

Ряд важных документов, относящихся к международному гуманитарному праву, затрагивают экономические, социальные и культурные права. Четыре Женевские конвенции 1949 года и Гаагское положение 1907 года содержат многочисленные положения о правах раненых и больных. Дополнительные протоколы I и II к Женевским конвенциям 1949 года запрещают использование голода среди гражданского населения в качестве метода ведения войны, а также нападение на объекты, необходимые для выживания гражданского населения. Дополнительный протокол I, а также обычное право запрещают нападение, направленное на гражданские объекты. Такие объекты включают в себя такую инфраструктуру по оказанию   государственных   услуг, которая имеет значение для осуществления прав на образование, питание, здоровье, жилище и водоснабжение, а также для осуществления культурных прав.

Международное гуманитарное право обязывает стороны конфликта обеспечивать благоприятные условия жизни для гражданского населения в таких вопросах, как здоровье, продовольствие, экстренная помощь, трудовая деятельность, занятость и образование. Международное гуманитарное право пред усматривает ряд норм, включающих обязательства по обеспечению населения продовольствием и санитарными материалами (см. Женевскую конвенцию по защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 года, статья 55), обеспечению и поддержанию деятельности санитарных и больничных учреждений и служб, здравоохранения и общественной гигиены (там же, статья 56), согласию на мероприятия по оказанию помощи населению, если его снабжение является недостаточным (там же, статья 59), обеспечению быстрого распределения грузов помощи (там же, статья 61) либо по обеспечению того, чтобы покровительствуемые лица получали персонально адресованные им посылки (там же, статья 62).

В Воззвании Тегеранской конференции, заключительном акте Международной конференции по правам человека (Тегеран, 22 апреля − 13 мая 1968 года) [2], признается, что искоренение "массового грубого нарушения прав человека в результате агрессии и вооруженных конфликтов" является обязанностью государств.

Право на образование закреплено в статье 26 Всеобщей декларации прав человека и в многочисленных других международно-правовых   документах. Ясная формулировка права на образование содержится в статье 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Конвенция о правах ребенка также предусматривает подробное признание права на образование в своих статьях 28 и 29.

Право на образование является важным предварительным условием для полноценного осуществления большинства свобод, защищаемых правом прав человека. Образование расширяет свободу выражения мнений, собраний и протестов, право голосовать, право участвовать в общественных делах, право создавать семью и свободно определять число детей и промежутки между их рождениями, право создавать профсоюзы и вступать в них, право на труд, право на участие в культурной жизни и право на пользование результатами научного прогресса.

Комитет по экономическим, социальным и культурным правам в своем замечании общего порядка № 13 о праве на образование определил основное содержание права на образование, которое предусматривает доступ к государственным учебным заведениям и программам на недискриминационной основе, соответствие образования целям всестороннего развития человеческой личности и чувству ее достоинства. Оно также предусматривает бесплатное и обязательное начальное образование, принятие и осуществление национальной образовательной стратегии, включающей предоставление среднего, высшего и базового образования, и свободный выбор образования без вмешательства со стороны государства или третьих сторон при условии соблюдения "минимума требований для образования" (пункты 3 и 4 статьи 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

Даже если конфликты приводят к ограниченности ресурсов, государства обязаны обеспечивать   наличие, доступность   и пригодность   учебных заведений с высоким уровнем качества, а также качественных товаров и услуг, особенно для уязвимых в условиях конфликта групп [3].

В особо сложных ситуациях, в том числе таких, как вооруженный конфликт, на государство возлагается бремя доказывания с целью продемонстрировать, что им были предприняты все усилия для использования всех находящихся в его распоряжении ресурсов в целях удовлетворения базовых минимальных обязательств, в том числе в рамках международного сотрудничества и международной помощи. Комитет по правам ребенка при рассмотрении доклада государства-участника Демократической Республики Конго настоятельно призвал правительство обеспечить, чтобы все   дети   завершали   обязательный курс обучения, и принять меры по устранению причин, препятствующих завершению школьного образования, к числу которых, в частности, относятся сохраняющиеся зоны напряженности,   перемещение   семей, отсутствие   транспорта и разрушение школьной инфраструктуры. Направляя вопросы правительству Таиланда, Комитет просил государство представить обновленную информацию о мерах, принимаемых для обеспечения права на образование в южных приграничных провинциях, в свете происходивших там нападений на учителей и школы.

Особо серьезными и сложными являются проблемы, создаваемые отсутствием безопасности и вооруженным конфликтом для права инвалидов на образование. Комитет по экономическим, социальным и культурным правам в своем замечании общего порядка № 5 о лицах с какой-либо формой инвалидности указал, что последствия дискриминации по признаку инвалидности были особенно тяжелыми в области образования и доступа к общественным местам и службам.

При рассмотрении осуществления Конвенции о правах ребенка в Пакистане Комитет по правам ребенка выразил обеспокоенность по поводу уязвимости детей из числа перемещенных лиц по отношению к недоеданию, болезням, суровым климатическим условиям, которые угрожают их здоровью и выживанию, и рекомендовал обеспечить предоставление детям из числа перемещенных лиц крова, питания, санитарно-гигиенических средств, медицинской помощи и образования, а также услуги по их физическому и психологическому восстановлению и предложил государству-участнику уделять конкретное внимание особо уязвимым группам, прежде всего несопровождаемым и разлученным со своими родителями детям, детям-инвалидам и детям, страдающим от недоедания и болезней [4].

В отношении Шри-Ланки Комитет по правам ребенка выразил глубокую обеспокоенность тяжелыми условиями жизни детей, включая   несопровождаемых детей и детей-инвалидов, которые месяцами содержались в лагерях для внутренне перемещенных лиц. В связи с Афганистаном Комитет рекомендовал государству-участнику выделить более значительные ресурсы для обеспечения адекватных школьных помещений по всей территории государства-участника и создать подлинно инклюзивную систему образования, доступную для детей – инвалидов и детей из числа всех меньшинств. Комитет по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин также затрагивал проблему инвалидности, запросив информацию о мерах, принятых государством-участником "для улучшения показателей зачисления в школы и грамотности среди девочек и молодых женщин, включая женщин и девочек из числа инвалидов, а также внутренне перемещенных женщин и девочек" [5].

Государства часто затрагивают вопрос о праве на образование для инвалидов в контексте универсального периодического обзора, преимущественно уделяя внимание улучшению доступа к образованию и мерам по предупреждению их отсева из системы образования.

Доступ девочек к образованию часто подвергается дискриминационным ограничениям   в мирное   время, которые   усиливаются во   время   конфликтов   и в процессе политических преобразований.   Организация   Объединенных   Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) в своем Всемирном докладе по мониторингу программы "Образование для всех" отмечает, что в затрагиваемых конфликтом странах девочки составляют большинство детей начального и среднего школьного возраста, которые не посещают школу. Лишение девочек права на образование в условиях кризиса и в конфликтных ситуациях может иметь долгосрочные последствия и усугубить гендерное неравенство.

Комитет по правам ребенка в связи с положением в Руанде отмечал наличие дискриминации в отношении девочек из числа перемещенных лиц в связи с оказанием им помощи в области репатриации и реинтеграции, а также указывал, что многие девочки не могут возобновить свое образование после конфликта.

Во время вооруженного конфликта и в ситуациях, связанных с отсутствием   безопасности,    обычными явлениями становятся нападения, приводящие к смерти или ранению детей и преподавателей, а также разрушение или захват военнослужащими учебных заведений. В     докладе, изданном ЮНЕСКО в 2010 году, приводится оценка, согласно которой за последние годы число зарегистрированных случаев нападений на учащихся и на работников образования, а также уничтожения школьных зданий при помощи взрывов и поджогов, значительно возросло.

Последствия от таких нападений проявляются в виде утраты или ранения учащихся, преподавателей и работников умственного труда; бегства студентов и преподавательского состава; боязни возвращения в класс; потери зданий, материалов и ресурсов; трудностей с наймом персонала; замораживания инвестиций; а также общей деградации системы образования.

Данные, представленные в докладе Генерального секретаря за 2014 год, посвященном детям и вооруженным конфликтам, позволяют предположить, что во многих вооруженных конфликтах школы зачастую служат ареной боевых действий. Широко распространенными во время конфликтов являются нападения, направленные против школ или затрагивающие их, нападения на учащихся и педагогический персонал, которые совершаются государственными вооруженными силами или негосударственными субъектами. Чрезмерное применение силы и тот факт, что военные действия часто имеют место в городских районах, приводят к тому, что зачастую жертвами военных действий становятся учебные заведения [6].

Договорные органы Организации Объединенных Наций регулярно касались защиты образования в условиях вооруженного конфликта. Комитет по экономическим, социальным и культурным правам выразил мнение о том, что нападения на учащихся школ и на учебные заведения являются серьезными нарушениями права на образование60. Комитет также предложил государствам – участникам представить информацию о принятых мерах по защите школьных помещений от захвата вооруженными группами и как следствие − от прекращения занятий. Кроме того, Комитет выразил свою обеспокоенность увеличением числа детей, ставших жертвами нападений мятежников на школы, и тем, что ученицам и преподавателям – женщинам запрещают ходить в   школу, угрожая в противном случае облить их кислотой.

Комитет по правам ребенка в ходе проведения дня общей дискуссии об образовании в чрезвычайных ситуациях подтвердил обязанность государств обеспечить, чтобы образование оставалось незатронутым даже во время чрезвычайной ситуации и конфликта. По вопросу о размещении военнослужащих государства в школах Комитет рекомендовал прекратить такую практику и обеспечить соблюдение норм гуманитарного права и принципа избирательности64.

Специальный докладчик по вопросу о праве на образование особо остановился на необходимости защиты инвалидов в ситуациях конфликта, отметив, что инвалиды, независимо от их пола, возраста или географического происхождения, страдают от повсеместного и несоразмерного отрицания их права на образование. Специальный докладчик также особо отметил, что государствам следует уделять более пристальное внимание праву на образование в чрезвычайных ситуациях, особенно во время конфликтов и в постконфликтный период [7].

В условиях отсутствия безопасности и в контексте вооруженного конфликта государства должны отказываться от любых действий, способных нарушить процесс образования, включая захват школ военными; уважать обязательство обеспечивать минимальное базовое содержание права на образование, которое не допускает отступлений; а также не допускать нападений на учащихся, учителей и учебные заведения и наказывать виновных в совершении таких деяний.

Международное гуманитарное право и право прав человека предусматривают взаимодополняющие и усиливающие друг друга меры по защите экономических и социальных прав в ситуациях конфликта. Международное гуманитарное право налагает на вовлеченные в конфликт государства обязательства воздерживаться от причинения вреда гражданскому населению, а также обеспечивать адекватные условия жизни гражданскому населению в вопросах здоровья, продовольствия, оказания экстренной помощи, трудовой деятельности, трудоустройства и образования. Применение в конфликтных ситуациях права прав человека, и в частности Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, помогает уточнить содержание адекватных условий жизни для гражданского населения, гарантируемых международным гуманитарным правом, и обеспечивает более эффективную защиту гражданского населения.

 

Список литературы:

  1. Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека (УВКПЧ), Международно-правовая защита прав человека в вооруженных конфликтах (Нью-Йорк и Женева, 2011 год).
  2. Международный Суд, Дело о вооруженной деятельности на территории Конго (Демократическая Республика Конго против Уганды), Международный Суд, доклады за 2005 год, стр. 168 (текста на англ. языке).
  3. Доклад Специального докладчика по вопросу о праве каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья от 9 августа 2013 года (А/68/297).
  4. Комитет по правам человека, замечание общего порядка  № 31 (2004)  о характере общего юридического обязательства, налагаемого на государства − участники Пакта, пункт 11.
  5. ЮНЕСКО, Всемирный  доклад  по  мониторингу  программы  "Образование  для всех" 2011 года − "Скрытый кризис: вооруженные конфликты и образование" (Париж, 2011 год).
  6. ЮНЕСКО, Атака на образование, 2010 год (Париж, 2010 год) размещено на веб-сайте по адресу http://unesdoc.unesco.org/images/0018/001868/186809e.pdf.
  7. B. O’Malley, Education under Attack 2010: A summary, Protecting Education from Attack: A State-of-the-Art Review (UNESCO, 2010), p. 37.