ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ЕМКОСТИ РЫНКА СТРАН АЗИИ ДЛЯ ЭКСПОРТА АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Рубрика конференции: Секция 20. Экономические науки
DOI статьи: 10.32743/25878603.2022.8.116.337363
Библиографическое описание
Буць В.И. ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ЕМКОСТИ РЫНКА СТРАН АЗИИ ДЛЯ ЭКСПОРТА АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ / В.И. Буць, Ю. Ван // Инновационные подходы в современной науке: сб. ст. по материалам CXVI Международной научно-практической конференции «Инновационные подходы в современной науке». – № 8(116). – М., Изд. «Интернаука», 2022. DOI:10.32743/25878603.2022.8.116.337363

ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ЕМКОСТИ РЫНКА СТРАН АЗИИ ДЛЯ ЭКСПОРТА АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Буць Владимир Иванович,

доц., д-р экон. наук, УО Белорусская сельскохозяйственная академия,

Беларусь, г. Горки

Ван Юйцюань,

аспирант, УО Белорусская сельскохозяйственная академия,

КНР, г. Ухань

 

Необходимость диверсификации экспорта агропродовольственной продукции Республики Беларусь в современных условиях санкционного давления требует поиска новых рынков сбыта. Одним из перспективных – является рынок стран Азии. В связи с этим, актуальной научно-практической задачей освоения этих новых рынков выступает оценка их емкости.

Цель статьи – предложить усовершенствованные методические подходы к оценке емкости рынка стран Азии для экспорта агропродовольственной продукции Республики Беларусь. Важными факторами, определяющими емкость рынка агропродовольственной продукции, могут быть численность населения, уровень среднедушевого потребления агропродовольственной продукции, объемы собственного производства и импорта, доля агропродовольственной продукции Республики Беларусь в общем импорте и другие. Проведем анализ данных, представляющих эти факторы. Так, если не считать 1,4 млрд. чел. в Китае, то распределение численности населения по странам Азии, как потребителей агропродовольственной продукции отличается весьма широким спектром (рис.). Можно выделить такие страны и, соответственно, перспективные рынки для сбыта агропродовольственной продукции Республики Беларусь, как Республика Корея, Таиланд, Турция, Филиппины, Индонезия. Но нельзя ограничиваться только фактором численности потребителей продовольствия. Влияние на потенциальность импорта агропродовольственной продукции Республики Беларусь оказывает также структура личного потребления этого населения. Так, доля потребления продовольствия в личном доходе в Республике Корея составляет 31,6%.

 

Рисунок 1. Численность населения, млн. чел. (на 31.12.2021)

Источник: Составлен на основе анализа данных [5]

 

В то же время в Индонезии этот показатель снизился до уровня 14,2%, что соответствует индустриально развитым государствам ЕС, США и др. Наряду с приведенными показателями необходимо анализировать объемы и стоимость произведенной агропродовольственной продукции в странах Азии. Если проанализировать этот показатель, то можно сделать не совсем верный вывод о том, что в Азии наступил период расцвета продовольственного бизнеса. Здесь насчитывается порядка 44% населения всей планеты, и растущие агропродовольственные рынки этого региона стимулируют такие макроэкономические тенденции, которые создадут благоприятное впечатление для любого экспортера агропродовольственной продукции: устойчивый рост валового внутреннего продукта по паритету покупательной способности, рост численности и доходов представителей среднего класса, постоянная урбанизация населения.

Так, в КНР экономический рост и рост личных располагаемых доходов населения (19% от населения планеты) способствовали росту спроса на агропродовольственную продукцию. Согласно прогнозам, в 2024 году валовой внутренний продукт на душу населения в КНР увеличится на 58%, а личный располагаемый доход – на 62%. К 2024 году городское население увеличится на 104,8 млн. чел. [6].

Несмотря на положительные макроэкономические тенденции, агропродовольственный рынок стран Азии считается трудным с точки зрения иностранных экспортеров агропродовольственной продукции. Помимо интенсивной конкуренции и фрагментированного розничного пространства, экспортеры сталкиваются с необходимостью адаптировать свои стратегии к особенностям азиатских стран, каждая из которых находится на своей ступени развития. Например, нужно учитывать характеристики местных сообществ: плохо развитую инфраструктуру Индии, огромные проблемы с городским движением в Китае, а также нормативные и протекционистские меры в Индонезии. Экспортерам агропродовольственной продукции не всегда удается получить долю рынка, применив стандартную или зарубежную формулу. Приходится вносить принципиальные изменения в давно разработанные и проверенные стратегии.

По прогнозам, растущий агропродовольственный рынок Азии превысит размер аналогичных рынков Европейского Союза, США, Канады, включая характерную агрессивную конкуренцию международных и местных компаний. Однако стратегии, которые оказались успешными в прошлом и зачастую в другом регионе, едва ли могут быть применимы на этом рынке [1, 2, 3].

Необходимо рассмотреть причины и последствия сдвига в сторону потребления дорогостоящей сельскохозяйственной продукции, ориентируясь на динамику в восьми азиатских странах: Бангладеш, Индии, Пакистане, Индонезии, Таиланде, Вьетнаме, Китае и на Филиппинах.

Стоит отметить, что две страны с одними из самых высоких показателей роста ВВП, Китай и Вьетнам, также продемонстрировали одни из самых высоких темпов роста спроса на дорогостоящие сельскохозяйственные товары на душу населения. Связь между доходами и потреблением дорогостоящей пищи можно увидеть, рассматривая модели потребления в разных странах. Например, в Таиланде при самом высоком уровне доходов среди семи стран, наблюдается самый высокий уровень потребления фруктов, мяса, яиц и рыбы. В Бангладеше наблюдается прямо противоположная ситуация.

Региональные факторы, такие как местные цены и предпочтения, также играют роль в установлении моделей потребления дорогостоящей пищи. Например, потребление молока намного выше в Южной Азии, чем в Юго-Восточной Азии, в то время как потребление рыбы больше в Юго-Восточной Азии. Стоит отметить, что в источнике описываются модели потребления продуктов питания в натуральном выражении, но по мере увеличения доходов, домохозяйства потребляют более дорогие продукты в рамках каждой категории. Например, они могут перейти от капусты и лука на зеленый горох, от личи («китайской сливы») на импортные яблоки, от курицы к мясу без костей, а от сырого молока - к пастеризованному [4].

Таким образом, по мере роста доходов, расходы по каждой категории дорогой пищи повышаются быстрее, чем количество потребляемой продукции.

Можно выделить четыре ключевых фактора, которые необходимо учитывать при оценке потенциала роста емкости рынка стран Азии для экспорта агропродовольственной продукции Республики Беларусь.

Во-первых, быстрый экономический рост во многих странах Азии позволил потребителям осуществить переход от зерна к продукции более высокой стоимости - фруктов, овощей, яиц, молочных продуктов, мяса и рыбы.

Во-вторых, урбанизация предвещает переход к дорогим продуктам путем изменения образа жизни населения, увеличения влияния средств массовой информации, а также расширения доступности дорогостоящих продуктов.

В-третьих, изменения в направлении более открытой торговой политики повлияли на производства, создавая новые возможности для экспорта, а также влияния модели потребления продуктов питания путем расширения доступа к импортным продуктам.

В-четвертых, многие страны в регионе сняли ограничения на прямые иностранные инвестиции, что положительно повлияло на каналы сбыта, особенно в пищевой промышленности и розничной торговле продуктами питания.

 

Список литературы:

  1. Гаврилова Н.Г. Краткосрочные перспективы мировой торговли сельскохозяйственными товарами: размеры экспорта и импорта какао // Столыпинский вестник. 2022. - №1 - С. 597-611
  2. Голубкин А.В. Центрально-Восточная Европа в поиске эффективных торговых партнеров. Актуальные направления географической диверсификации (эконометрический подход) // Инновации и инвестиции. 2022. - №1. - С. 16-22
  3. Елагина А.С., Толстикова Е. А. Трансформация рыночных структур продовольственных рынков в развивающихся странах // Крымский научный вестник. 2016. - №4. - URL: http://krvestnik.ru/2016/08/transformatsiya-rynochnyh-struktur-prodovolstvennyh-rynkov-v-razvivayushhihsya-stranah/ (дата доступа: 19.04.2022)
  4. Растущий продовольственный рынок Азии - проблемы и трудности для ритейлеров / Перевод И. Зайончковской. - URL: https://new-retail.ru/marketing/rastushchiy_prodovolstvennyy_rynok_azii_problemy_i_trudnosti_dlya_riteylerov/?ysclid=l26fii11df (дата доступа: 19.04.2022)
  5. Список стран Азии / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://worldgeo.ru/lists/?id=1&loc=asia&ysclid=26817 (дата доступа: 19.04.2022)
  6. Шеремет В., Вей Лин, Строкин И., Вилли Сан Рынок продовольствия КНР: возможности для российских компаний / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.investinrussia.com/data/file/ru-ru-chinese-food-market-for-russian-companies-july2019.pdf (дата доступа: 19.04.2022)