ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рубрика конференции: Секция 5. Экономика и управление народным хозяйством
DOI статьи: 10.32743/25878638.2022.7-8.56.343898
Библиографическое описание
Климин Д.С. ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / Д.С. Климин // Вопросы управления и экономики: современное состояние актуальных проблем: сб. ст. по материалам LXI-LXII Международной научно-практической конференции «Вопросы управления и экономики: современное состояние актуальных проблем». – № 7-8(56). – М., Изд. «Интернаука», 2022. DOI:10.32743/25878638.2022.7-8.56.343898

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Климин Дмитрий Сергеевич

магистрант, Тольяттинский государственный университет,

РФ, г. Тольятти

 

АННОТАЦИЯ

Целью исследования является определение влияния формы взаимодействия власти и бизнеса как государственно-частного партнерства на развитие инфраструктуры.

 

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инфраструктурные инновации, совместный бизнес

 

Роль бизнес-сектора в обеспечении реализации инфраструктурных проектов приобретает все большее значение, в то же время возникает много трудностей в применении государственно частного партнерства в развитии инфраструктуры, которые заключаются в несовершенстве правоотношений государства и частного сектора. Поэтому на сегодня проблемы применения государственно-частного партнерства в развитии инфраструктуры является чрезвычайно актуальными.

В мире для государственно-частного партнерства, как формы взаимодействия государства и частного сектора, характерно активное развитие в течение последних двух десятилетий. Как отдельную категорию международное сообщество начало выделять данный вид партнерства примерно за это время, однако это не является относительно новым механизмом отношений и взаимодействия государства и частного сектора.

На сегодня введение института системы государственно-частного партнерства (далее – ГЧП) в России выступает одним из главных приоритетов правительственных программ развития, способствует взаимодействию государственных структур и бизнес-сферы. Появились объективные обстоятельства для совершенствования механизмов ГЧП и формирования новых структур в экономической системе. Для задействования в экономике частных инвестиций, развития сферы социальной инфраструктуры, повышения социальных стандартов общества, требуются значительные инвестиционные ресурсы, основным источником которых выступает на сегодня именно содействие частного бизнеса.

Государственно-частное партнерство, довольно новое правовое явление, и поэтому является важным инструментом на пути восстановления и модернизации национальной экономики, вектором решения важных социально-экономических вопросов через инструментарий объединения и применения ресурсов государства и частного сектора. Высокую эффективность и перспективность ГЧП как хозяйственно-юридической формы взаимодействия государства и частного бизнеса доказана на практическом применении в проектах многих стран мира.

Прогрессивное развитие экономики, рост социальной ответственности бизнеса стали предпосылками для внедрения ГЧП как новой правовой формы рыночного взаимодействия. Оно направлено на то, чтобы на основе равноправного, нормативно-определенного сотрудничества, обеспечить баланс социально-экономических интересов различных слоев общества и реальное участие социальных партнеров в формировании и функционировании социально-экономической политики в границах правовых форм, закрепленных государством.

По своей сути ГЧП является системой взаимоотношений между органом публичной власти (управления) и частной структурой, в которой последней предоставляется большая роль в планировании, финансировании и реализации определенной услуги для населения, чем при использовании традиционных процедур сотрудничества (например, тендера), и меньше, чем при использовании механизма приватизации. При этом, защита государственного и коммунального интереса гарантируется через институциональные основы, положения нормативных актов и заключаемые договоры.

Следует рассматривать государственную и местную власть как источник определения субъектов публичной службы и, соответственно, функции государственной власти и местного самоуправления как составляющие функций публичной службы. Каждая организация в соответствии со своей компетенцией выполняет присущие ей функции. Обобщенное определение функций публичной службы можно вывести из основных их признаков, а именно – удовлетворение публичного интереса путем предоставления публичных услуг; выполнение функций публичной власти; выполнение функций и задач публичных институтов.

Учитывая опыт развития различных государств, одним из признаков функций публичной службы можно выделить направление деятельности публичных институтов (государственные – выполняют функции государства; органы местного самоуправления – обеспечивают выполнение функций общины, предприятия, учреждения, организации – в пределах наделенных функций публичной службы). Распределение выполнения функций публичной службы должно осуществляться исключительно в рамках компетенции институтов, которые выполняют определенную функцию. Целесообразно рассматривать в этом контексте особенности статуса публичного института, который закрепляет на законодательном уровне выполнение определенных функций и утверждает механизм их выполнения, то есть можно утверждать о существовании публично-частного партнерства, которое больше соответствует нагрузке, в частности в контексте определения субъектов – участников партнерства.

Со своей стороны, инфраструктуру нужно рассматривать как единую целостную систему, в основу которой заложено функцию обеспечения производственной и непроизводственной сфер деятельности человека с целью достижения максимально возможного экономического эффекта с учетом моральных и духовных благ населения, здравоохранения и обеспечения условий охраны и воспроизводства окружающей среды. Спецификой ее самоокупаемости является долгосрочный переноса ее стоимости на хозяйственную деятельность, активизирующаяся в связи с созданием обустроенных условий для ее осуществления.

Глобальная поддержка государственно-частного партнерства для развития инфраструктуры кажется сильнее, чем когда ранее. Обсуждения на заседаниях «Большой двадцатки» в течение последних нескольких лет все больше сосредоточивались на необходимости увеличения инвестиций в инфраструктуру в развивающихся странах, особенно в странах с низким уровнем дохода. В заявлениях «Большой двадцатки» говорится о преимуществах реализации этого масштаба с помощью больших «трансформационных» проектов, предусматривающих участие частного сектора. Под этим они подразумевают большие, региональные или трансграничные инфраструктурные проекты, предусматривающие частные инвестиции и управление, которые могут иметь положительные последствия для трансформации на целые страны или регионы [11].

Бизнесу следует перенести акцент с максимизации прибыли на максимизацию возможности удовлетворить социально-экономические потребности в рамках балансировки противоречивых коммерческих и социально-экономических вопросов партнеров-участников – организаций, общества и государства в целом [5].

Поэтому ГЧП может быть инструментом получения более качественных инфраструктурных услуг для большего количества людей. Хорошо разработанное и внедренное в сбалансированную регуляторную среду ГЧП сможет обеспечивать большую эффективность и устойчивость в предоставлении государственных услуг, таких как: энергетика, транспорт, телекоммуникации, вода, здравоохранение и образование. ГЧП может также позволить лучше распределить риск между государственными и частными структурами. Однако нужна значительная работа, чтобы сделать проекты готовыми к инвесторам и разработать инновационные рамки для привлечения необходимого объема частных инвестиций.

Правительства всего мира всех континентов принимают ГЧП как одну из ключевых программ построения и предоставления инфраструктурных активов и комплекса услуг. Главным образом, ГЧП выступает основной формой взаимодействия власти и бизнеса в развитии инфраструктуры из-за ограниченных возможностей правительств в предоставлении инфраструктурных активов и необходимого объема предоставляемых услуг.

Многие страны, находящиеся на стадии развития, провели структурные реформы своих инфраструктурных областей в период 1980-х – 1990-х, состоявших в совершенствовании законодательной базы; создании конкуренции путем приватизация государственного и коммунального имущества; привлечения национальных и иностранных инвесторов на условиях владения, управления объектами инфраструктуры, эксплуатации и оказании услуг. Благодаря этому, правительства смогли задействовать иностранных инвесторов, увеличить ВВП государств и, соответственно, доход населения, тем самым улучшить уровень его жизни [10].

Государственно-частное партнерство осуществляется в определенных формах. Относительно их видов, то рамках партнерства могут заключаться: концессионные договора; договора управления имуществом (при условии предсказания в договоре, заключенном в рамках государственно частного партнерства, инвестиционных обязательств частного партнера); договора о совместной деятельности; другие договоры.

Научная литература не содержит определенной позиции относительно видов форм государственно-частного партнерства.

Некоторые исследователи выделяют следующие формы ГЧП: контракты по управлению и аренде; концессионные соглашения; гринфилд-проекты, проекты «с чистого листа», проекты «с нуля»; передача собственности, участие в капитале [8].

Формами взаимодействия бизнеса и государства, которые находят более частое применение в сфере инфраструктурного развития, являются: контракты жизненного цикла; концессионные соглашения; соглашения о государственном/муниципальном партнерстве [3].

На практике часто позиционируют следующую классификацию форм ГЧП по содержательным категориям партнерства с соответствующими преимуществами и рисками: эксплуатация и обслуживание; проектирование и строительство; сдачи объектов «под ключ»; сооружения дополнений к объекту; аренда/приобретения; временная приватизация; аренда-строительство-эксплуатация; строительство-передача-эксплуатация; строительство-собственность-эксплуатация-передача; строительство-собственность-эксплуатация.

Однако считаем, что такая позиция достаточно спорна, так как приведенные формы ГЧП целесообразно отметить как модели ГЧП. Такой вывод сделан на основании того, что предложенная классификация ученого отражает содержательное наполнение различных форм ГЧП, а не его внешнее выражение.

Сферы реализации ГЧП – это области, за которые государство несет ответственность и сохраняет контроль над принадлежащим ему по праву собственника имуществом и над соответствующими видами деятельности [7].

К сферам   ГЧП относятся: транспорт, ЖКХ, здравоохранение, образование, объекты культуры, объекты общего пользования.

Формы участия государственного сектора (функции) в ГЧП:

  1. Формирование необходимой институциональной среды;
  2. Создание соответствующей базы в законодательстве и формирование инфраструктуры функционирования партнёрства;
  3. Гарантии на государственном уровне;
  4. Инвестиции от государства.

Формами участия частного сектора (функциями) в ГЧП выступают:

1. Поставка продукции и товаров для государственных нужд;

3. Контракты на прямое управление, лизинг;

2. Гражданские контракты выполнения работ и оказания услуг;

4. Совместные предприятия (СП), создаваемые в долевом участии государства и частного капитала;

5. Концессии.

Некоторые положительные эффекты для сторон ГЧП выражаются в следующем:

Для государства:

1. снижение финансовой нагрузки на бюджет;

2. сохранение окончательного права собственности на инвестиционный объект;

3. сокращение сроков ввода объектов в эксплуатацию;

4. передача части рисков частному партнёру;

5. применение современных технологий. Для частного партнёра:

1. получение стабильного долгосрочного дохода на вложенный капитал;

Для частного партнёра:

1. получение стабильного долгосрочного дохода на вложенный капитал;

2. гарантия сбыта и загруженности мощностей объекта на долгосрочной основе;

3. повышение имиджа компании;

4. рост кредитного рейтинга.

Таким образом, на сегодня в законодательстве существует определенный перечень форм ГЧП, однако, он является неполным, так как  на сегодня в науке не существует единого видения относительно определения указанных форм – это свидетельствует о развитии ГЧП, что состоит в возникновении различных внешне оформленных отношений ГЧП.

Ключевые факторы риска проектов ГЧП делятся на две категории: первая из которых включает факторы риска, которые имеют мощное и независимое влияние, такие как задержка правительственного утверждения, государственного кредита и несовершенство правовой и регуляторной систем. Ко второй категории относятся факторы риска, которые являются очень уязвимыми и легко поддаются влиянию, такие как риски завершения, недостаточный доход на рынке и изменение условий выплат.

Эффективная реализация государственной программы и стратегии по развитию инфраструктуры возможна только при наличии следующих инструментов: надлежащее финансирование, соблюдение сроков выполнения проекта всеми сторонами и обеспеченность ресурсами: технологическими, интеллектуальными, человеческого труда и других. Государственно-частное партнерство обеспечивает всеми указанными инструментами, однако, взвешивая преимущества и риск, необходима лишь разработка законодательных гарантий для двух сторон взаимодействия, состоящих в контроле за выполнением проекта и ответственности частного сектора в случае некачественного выполнения заданий, предусмотренных проектом по развитию инфраструктуры и закрепление ответственности за задержку или отказ от реализации проекта, а также в случае прекращения его финансирования.

Традиционные модели управления постепенно привлекают в свою практику взаимовыгодные формы пересечения государственных и интересов бизнеса на основе ГЧП.

Государственно-частное партнерство в области инфраструктуры является формой партнерства и взаимодействий между различными субъектами, включая и государственные органы власти, местное самоуправление и бизнес, Предметом таких взаимоотношений является реализация проекта по развитию инфраструктуры, что составляет социально экономический интерес, в которых партнеры по взаимодействию обеспечивают необходимыми ресурсами, в соответствии со своими возможностями и участвуют в планировании и принятии решений. Цель ГЧП состоит в достижении большей эффективности в осуществлении проектов инфраструктуры и облегчения доступа к капиталу с целью объективного распределения финансового риска и рисков, связанных со сроками осуществления проектов, одновременно соблюдая высокие стандарты охраны окружающей среды и безопасности работников.

Мировой опыт свидетельствует о положительной практике применения ГЧП в развитии инфраструктуры. Устранение рисками и стабилизация преимуществ дает возможность путем применения ГЧП качественно и эффективно реализовывать инфраструктурные проекты, таким образом, привлекая крупномасштабных инвесторов.

Перспективным в этом направлении может стать исследования влияния ГЧП в сфере инфраструктуры на социально-экономическое развитие страны.

 

Список литературы:

  1. Бедняков А. С. Роль инфраструктуры в обеспечении устойчивого социально-экономического развития и конкурентоспособности: актуальные вопросы в России и за рубежом //Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2021. – №. 1 (127).
  2. Вадковский С. М. Сущность механизма ГЧП //модели инновационных решений повышения конкурентоспособности отечественной науки. – 2021. – С. 51-53.
  3. Зубаха П.А. Основные формы государственно частного партнерства и их применение в инфраструктурных проектах / П.А. Зубаха // Вестник Московского финансово юридического университета. 2017. № 3. С. 53—60.
  4. Лубышева Л. И. Государственно-частное партнерство-новый стратегический ресурс развития спортивной инфраструктуры //Теория и практика физической культуры. – 2021. – №. 2. – С. 101-101.
  5. Могучев Н. С., Хузина А. Ф. особенности институциональной среды ГЧП в России: региональный аспект //Мир новой экономики. – 2021. – Т. 14. – №. 4. – С. 56-66.
  6. Паникарова С. В. и др. Региональная институциональная среда ГЧП: на примере регионов УрФО. Часть 2 //Региональная экономика: теория и практика. – 2021. – Т. 19. – №. 1. – С. 55-71.
  7. Родионова М. Е., Германова В. И. Функции государства и частного сектора в проектах государственно-частного партнёрства // Сперанские чтения. Общество, государство, личность: проблемы взаимодействия в современных условиях. – 2021. – С. 84-89.
  8. Федулов Д.В. Государственно частное партнерство как инструмент управления социально экономическим развитием муниципальных образований / Д.В. Федулов, А.А. Победин // Вопросы управления. 2015. Т. № 5. C. 66—72.
  9. Фрадин И. М. Подходы к оценке социально-экономической эффективности концессионных проектов //XСIX международные научные чтения (памяти И.И. Сикорского). – 2021. – С. 35-39.
  10. Чебаненко Л. Е., Шкрабтак Н. В. Анализ рынка ГЧП в России //Современные проблемы развития экономики России и Китая. – 2021. – С. 76-80.
  11. Leigland J. Public Private Partnerships in De veloping Countries: The Emerging Evidence based Critique/ James Leigland // The World Bank Research Observer. 2018. — № 33. — Р. 103—134.