АНАЛИЗ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ

Рубрика конференции: Секция 5. Экономика и управление народным хозяйством
DOI статьи: 10.32743/25878638.2021.12.50.315746
Библиографическое описание
Горбатов С.А. АНАЛИЗ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ / С.А. Горбатов // Вопросы управления и экономики: современное состояние актуальных проблем: сб. ст. по материалам LIV Международной научно-практической конференции «Вопросы управления и экономики: современное состояние актуальных проблем». – № 12(50). – М., Изд. «Интернаука», 2021. DOI:10.32743/25878638.2021.12.50.315746

АНАЛИЗ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ

Горбатов Святослав Александрович

мл. науч. сотр., ФГБУН «Федеральный исследовательский центр «Субтропический научный центр Российской академии наук» (ФИЦ СНЦ РАН),

РФ, г. Сочи

 

ANALYSIS OF INSTITUTIONAL PROBLEMS OF YOUTH TOURISM DEVELOPMENT IN RUSSIA

Svyatoslav Gorbatov

Junior researcher, Federal research center «Subtropical Science Center Russian Academy of   Sciences» (FRC SSC RAS),

Russia, Sochi

 

АННОТАЦИЯ

Молодежный туризм представляет собой социально и экономически значимый вид туризма. В Российской Федерации на конец 2020 года проживает более 39 миллиона молодых людей, что составляет практически 1/3 от числа всего населения страны. Несмотря на большой потенциал, на сегодняшний день Россия сделала шаг назад в организации молодежного туризма по сравнению с СССР. В статье рассматриваются те институциональные проблемы, которые тормозят развитие молодежного туризма в нашей стране.

ABSTRACT

Youth tourism is a socially and economically significant type of tourism. At the end of 2020, more than 39 million young people live in the Russian Federation, which is almost 1/3 of the total population of the country. Despite the great potential, today Russia has taken a step back in organizing youth tourism in comparison with the USSR. The article examines the institutional problems that hinder the development of youth tourism in our country.

 

Ключевые слова: туризм; молодежный туризм; развитие молодежного туризма; институциональные проблемы.

Keywords: tourism; youth tourism; development of youth tourism; institutional problems.

 

Современная научная и учебная литература, посвященная вопросам текущего состояния и развития туристской отрасли, в буквальном смысле пестрит разнообразием приводимых в них классификаций туризма. С каждым годом на страницах научных трудов появляются все новые виды и подвиды путешествий, выделяемые в зависимости от мотивации туриста, способа передвижения, средств размещения и многих других разделительных признаков. Так, например, можно встретить такие красноречивые и изысканные названия, как экзотический туризм, робинзон-туризм, авиационный туризм, игорный туризм, шопинг-туризм и т.д. [1, 2] При этом авиационный туризм уже не может быть определен однозначно, ведь воздушный транспорт выступает не только средством передвижения для туриста, но и объектом для управления за его штурвалом.

Проблема выделения всех этих новых разновидностей туризма заключается в том, что их существование, по крайней мере, в российских реалиях, остается на бумаге и не выходит за рамки тех печатных изданий, в которых они были упомянуты. Говорить о популяризации или развитии робинзон-туризма или игорного туризма в нашей стране не приходится. Однако такая незавидная участь постигает не только совсем молодые виды туризма, которые еще успеют завоевать любовь путешественников, но и гораздо более старшие, зародившиеся в далекую дореволюционную эпоху, прошедшие расцвет в годы СССР и забытые в Российской Федерации. Таким примером может служить туризм, называемый «молодежным».

Выделяемый по субъектному признаку, молодежный туризм описывался еще в журналах конца XIX века, правда, зачастую скрытый под маской экскурсионного дела для студентов или организованных прогулок на природу в образовательных целях. Крымский горный клуб, Ялтинский клуб, «Русское горное общество», Общество распространения технических знаний – все эти и многие другие объединения создали мощную организационную систему по обеспечению возможности для молодых людей путешествовать по стране с целью получения новых знаний. Так, например, в одном из своих отчетов за 1914 год Крымский горный клуб пишет, что его экскурсии подразделяются «на три главных категории: научного, образовательного, туристического характера» [3, с. 15]. Губернские, волостные и земские власти на регулярной основе выделяли деньги на развитие молодежного туризма [4].

Пришедшая на смену царской советская власть планомерно и упорно совершала шаги, направленные на развитие молодежного туризма путем его институализации – создании государственных институтов, ответственных за организацию путешествий исключительно для молодого поколения. Итогом законодательных и управленческих решений в этой сфере стала многолетняя успешная работа таких организаций, как «Интурист» и «Спутник». Примером может служить одно лишь то, что количество направленных в молодежные лагеря человек в 1986 году по сравнению с 1976 годом увеличилось с 56 тысяч до 86,5 тысячи (в 1,5 раза)! [5]

После распада СССР и перехода нашей страны к новому укладу экономики возникла ситуация, когда материально-техническая база, лежащая в основе организации молодежного туризма, оказалась утраченной (приватизирована, сменила целевое назначение, расхищена или попросту уничтожена), правовые основы, регламентирующие правила оказания подобных туристских услуг, полностью изменены, а все институциональные связи разорваны. Пришедшая рыночная экономика и новая государственная политика не смогли интегрировать усилия по возрождению былой мощи молодежного туризма. В результате, в современной России понятие «молодежный туризм» является не более чем фразой из учебника, а уровень его развития в общем и целом вернулся к дореволюционным годам.

А ведь молодежный туризм в современном государстве может выступать как двигателем развития экономики территорий, так и сильным средством повышения общего социокультурного уровня общества. Мировые доходы от молодежного туризма к 2020-му году составили практически 400 млрд. долл., одна только Германия демонстрирует свыше 600 млн. однодневных поездок людей возрастом с 3 до 26 лет [6]. В своих путешествиях молодежь перенимает и распространяет особенности других культур, делая их частью целого мира, а кроме того, популяризирует мало посещаемые места. В конечном счете, именно молодежь меньше других групп населения восприимчива к угрозам и сохраняет мобильность даже в кризисных условиях, например, в пандемию 2020-2021 годов.

Не ставя целью рассматривать весь спектр проблем, препятствующих нормальному развитию молодежного туризма в стране, остановимся только на определенной, по нашему мнению, важнейшей их группе – институциональных. Можно выделить три категории институциональных проблем:

1. Несовершенство законодательной базы;

2. Отсутствие взаимодействия между государством, бизнесом и обществом по вопросам развития молодежного туризма;

3. Недостаточность институциональных единиц, поддерживающих развитие молодежного туризма.

Несовершенство законодательной базы проявляется как в отсутствии четкой регламентации основ молодежного туризма нормативно-правовыми актами, так и в игнорировании руководящими документами развития туристской отрасли значимой роли молодежного туризма. Так, например, Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» [7] не дает никакого определения рассматриваемому виду туризма и не расшифровывает его. Стратегия развития туризма в РФ на период до 2035 года обозначает молодежный туризм лишь как туризм лиц в возрасте от 18 до 35 лет, при этом даже не помещая его в последующих разделах в перечень приоритетных для развития видов туризма [8]. Отсутствие достаточного правового интерпретирования молодежного туризма приводит к проблемам при заключении контрактов между туристскими агентами, повышает трансакционные издержки и удерживает крупных инвесторов от вложений в данную сферу. Решением проблемы может выступать законодательная конкретизация понятия, сущности и места молодежного туризма в туристской отрасли России.

Отсутствие взаимодействия между государством, бизнесом и обществом по вопросам развития молодежного туризма наглядно демонстрирует тот факт, что органы государственной власти не проводят системную совместную работу по развитию молодежного туризма, каждая структурная единица принимает решение независимо от другой. Нет и координации действий между государством и бизнесом. Отсутствует обратная связь с конечными потребителями – молодежью. Так, например, между министром культуры, министерством спорта и министерством просвещения нет точек взаимодействия по вопросам организации молодежного туризма, несмотря на то, что все три федеральных министерства затрагивают вопросы развития молодых людей. Между двумя ключевыми федеральными агентствами (по туризму и по делам молодежи) также за последние 5 лет не наблюдается совместных программ, направленных на развитие молодежного туризма. И это все при том, что молодежный туризм есть, по сути, синтез образовательной, культурной, спортивной и туристской и молодежной политик.

Существует ряд негосударственных структур, проводящих мероприятия по развитию молодежного туризма. Так, к ним относятся общероссийская общественная организация «Российский союз молодежи», Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения и Федерация спортивного туризма. Проблема заключается в том, что, лишенные государственной поддержки и всяческой коммуникации между собой, они способы лишь поддерживать тот небольшой региональный интерес молодежи к путешествиям, который сохранился, но никак не стать той силой, которая восстановит былую мощь молодежного туризма. Так, например, «Российский союз молодежи» в течение пяти лет осуществлял реализацию проекта по созданию российской молодежной скидочной карты «Союз», но, в отсутствие финансирования, был вынужден отдать ее под патронаж европейских партнеров. Федеральный центр детско-юношеского туризма год от года вынужден сокращать число конференций и круглых столов, посвященных вопросам развития молодежного туризма.

Данная категория проблем влечет за собой сильнейшую асимметрию информации и, как следствие, увеличение трансакционных издержек на поиск достоверной необходимой информации. Решением проблем является создание единых каналов связи, совместное планирование деятельности, внедрение координирующих структур, а также внедрение результатов работы. Совместная работа государственных органов между собой и с бизнесом, а также представителями молодежи по вопросам молодежного туризма должна иметь конечные результаты, которые необходимо внедрять и доносить до общественности, например, путем опубликования отчетов.

И, наконец, третья категория проблем – недостаточность институциональных единиц, поддерживающих развитие молодежного туризма. В данный момент на государственном уровне не существует ни одного специального органа, который представлял бы интересы молодежи в туризме и объединял молодежную и туристскую политику государства, прорабатывал мероприятия по развитию молодежного туризма. Все региональные и местные центры осуществляют свою деятельность только с молодежью до 18 лет, не предоставляя никаких полноценных услуг молодежи старшего возраста. На федеральном уровне единый центр молодежного туризма также отсутствует. Необходимо создание специальных государственных структур по вопросам развития молодежного туризма.

Таким образом, в определенной ретроспективе проанализированы три категории институциональных проблем развития молодежного туризма в России. Представленные пути решения данных проблем будут способствовать скорейшему преодолению стагнации в рассматриваемой сфере и приведут к небыстрому, но устойчивому росту показателей молодежного туризма.

 

Список литературы:

  1. Боголюбова С.А. Виды и тенденции развития туризма / учебное пособие для вузов / М. : Юрайт, 2021. – 231 с.
  2. Морозов М.А., Морозова Н.С. Экономика туризма : учебник / М. : Федеральное агентство по туризму, 2017. – 364 с.
  3. Юбилейный сборник Крымско-Кавказского горного клуба / под ред. М.А. Познанского. – Одесса, 1915. – 206 с.
  4. Peter P. Chuvatkin, Sviatoslav A. Gorbatov Institutional Framework of Youth Tourism in Pre-Revolutionary Russia // Bylye Gody. - 2019. - Vol. 53. - Is. 3.
  5. Андреева Е.Б. Туризм в СССР: организационная структура системы туризма и международных обменов во второй половине XX века // Туризм и культурное наследие. Межвузовский сборник научных трудов. – 2009. - С. 98-102.
  6. Global report on the power of youth travel / UNWTO and WYSE. – 2016, 58 с.
  7. Федеральный закон от 24 ноября 1994 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (ред. 20.04.2021 г.) // СЗ РФ. – 1996. - № 49. – Ст. 5491.
  8. Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2019 года № 2129-р «О Стратегия развития туризма в РФ на период до 2035 года»