Факторы экономического кризиса на фоне пандемии.

Рубрика конференции: Секция 5. Экономика и управление народным хозяйством
DOI статьи: 10.32743/25878638.2021.8-9.47.300952
Библиографическое описание
Шевель А.К. Факторы экономического кризиса на фоне пандемии. / А.К. Шевель // Вопросы управления и экономики: современное состояние актуальных проблем: сб. ст. по материалам L-LI Международной научно-практической конференции «Вопросы управления и экономики: современное состояние актуальных проблем». – № 8-9(47). – М., Изд. «Интернаука», 2021. DOI:10.32743/25878638.2021.8-9.47.300952

ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА НА ФОНЕ ПАНДЕМИИ

Шевель Асель Кубанычбековна

аспирант, Московский государственный университет технологий и управления,

РФ, г. Москва

 

FACTORS OF THE ECONOMIC CRISIS DURING A PANDEMICS

Asel Shevel

Graduate student Moscow State University of Technology and Management,

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

Распространение и экономическое воздействие вируса крайне непредсказуемо. Большинство экономических кризисов, в первую очередь влияют на спрос. В условиях кризиса, многие предприятия вынуждены адаптироваться под условия новой реальности и оптимизировать свои экономические механизмы. В сложный период, когда  кризис бросает вызов практически в каждой сфере экономики, не просто найти позитивные стороны текущих экономических процессов. Сегодня, опираясь но прошлый опыт, компании вынуждены пересмотреть свои стратегии и бизнес процессы.

ABSTRACT

Factors of the economic crisis against the background of the pandemic.

The main cause of the economic downturn is the global pandemic. The spread and economic impact of the virus is highly unpredictable. Most of the economic crises primarily affect the demand. In a crisis, many businesses are forced to adapt to the new reality and optimize their economic mechanisms.

 

Ключевые слова: кризис, коронавирус, безработица, экономические механизмы, экономический спад.

Keyword: crisis, coronavirus, unemployment, economic mechanisms, economic downturn.

 

Основной причиной экономического спада является глобальная пандемия. Распространение и экономическое воздействие вируса крайне непредсказуемо. Но это в определенной степени затрагивает людей во всех странах, городах и в населенных пунктах.

Пандемия также затрагивает практически все отрасли, превращая проблему здравоохранения в экономическую. Люди больше не могут путешествовать и выходить на улицу. Сбои в цепочке поставок простаивают производственные цеха. Медицинские работники, которые находятся в зоне особого риска и распространения вируса имеют ограниченные ресурсы.

Здоровье и безопасность населения остаются важнейшим политическим приоритетом. Прежде всего, задача органов власти, сохранить работоспособность сотрудников здравоохранения, обеспечить наличие достаточного диагностического, защитного и терапевтического оборудования в медицинских центрах. Кроме вопросов здравоохранения, органам власти приходится пересматривать основные бюджетные конструкции и направлять их на новые на антикризисные рельсы.

Большинство экономических кризисов, в первую очередь влияют на спрос. В условиях кризиса, многие предприятия вынуждены адаптироваться под условия новой реальности и оптимизировать свои экономические механизмы. [1] Организации вынуждены сокращать штат сотрудников. Люди потерявшие работу, соответственно, теряют основной доход. Вместе с растущей неопределённостью и общим стрессом, люди тратят меньше денег на товары которые не являются первой необходимостью. Бизнес сдерживает инвестиции в условиях растущей неопределенности. И экспорт неизбежно прерывается или существенно уменьшает обороты, поскольку другие страны предпринимают аналогичные действия для замедления распространения вируса. В связи с ограничениями экспортных коммуникаций, в скором времени, пойдут явные побочные эффекты. Предприятия терпят большие убытки из за нехватки клиентов, отсутствия продаж. Это приводит к нехватке оборотных денежных средств, для поддержания жизнедеятельности предприятия в течение длительного времени .

Наиболее пострадавшими от последствий влияния коронавируса в России  признают: транспортную сферу (автоперевозки, авиаперевозки, деятельность аэропортов), сферу культуры, досуга и развлечений, сферу физической культуры и спорта, сферу туризма и гостиничного бизнеса, сферу общепита, сферу бытовых услуг, образовательные организации (организации дополнительного образования, негосударственные образовательные учреждения).

В очередных собраниях правительства, рассматривали вопросы решения антикризисных мер. На собрании премьер министр сказал что правительство будет оказывать первоочередную поддержку наиболее пострадавшим отраслям как в рамках антикризисного плана, так и за счет тех мер, которые разработали для поддержки малого и среднего бизнеса. [2]

Кризис коснулся не только глобальных процессов экономики, но и людей. В частности, страдают семьи со средним и низкими доходами. Они с большей вероятностью работали в затронутых кризисом отраслях, и большинство семей со средним и низкими доходами не имели достаточно сбережений чтобы преодолеть период отсутствия дохода почти на два месяца. Семьи сокращают расходы частично потому, что они обеспокоены резким падением своих доходов. Эти реакции на неизвестные риски усугубляют экономический спад. Последствия пандемии высвечивают проблемы массового экономического неравенства. Неравенство доходов и благосостояния находится на рекордном уровне или близко к нему. Как правило, работники с более низкой заработной платой, семьи низким уровнем образования, семьи проживающие в сельских  местностях имеют меньше экономических ресурсов и благосостояния , чем работники с более высокими доходами, имеющие высшее образование и семьи в городских районах.

В поддержку семей 11 мая президент Владимир Путин представил третий пакет антикризисных решений. На выплаты семьям выделено 270 млрд рублей. [3]

Ректор ВШЭ Кузьминов Ярослав, прогнозирует безработицу на уровне около 9% и говорит о том, что безработица примет другую форму. Ректор доносит основную мысль, что, если раньше ты был образован и имел опыт работы, есть высокая вероятность получить работу. Если при наличии двух ключевых факторов для устройства работы ты не обустроен-это дело выбора. А сегодня, в условиях кризиса, шансы существенно понижаются. [4]

Есть много предприятий, семей, правительств и экономистов, которые не знают об экономических последствиях распространения вируса. Глубина, длина и региональный разброс экономического спада в основном неизвестны. Также не ясно, будут ли меры, принятые сейчас для сдерживания распространения вируса, эффективными. Эта неопределенность усугубляет экономические последствия. Предприятия страдают не только из за отсутствия спроса, но и по причине, неизвестности и неопределенности будущего. К тому же,   остается открытым вопрос о возможности новой волны эпидемии. [5]

Есть сложность аналитики и прогнозирования ситуации. Даже  в середине мая сложно определить что-либо на основе официальной статистики, в связи с тем, что организации передающие отчеты, могут делать это не своевременно, возможно не корректно, это происходит не только из за перехода сотрудников на удаленную работу, но и из за технических проблем. По тем же причинам, сложно делать выводы о безработице по официальным данным.

При условиях недостатка информации, сложно анализировать и принимать решения и конечно же, прогнозировать будущие периоды.

Для недопущения резкого спада экономики, пакеты мер для поддержки населения и предприятий должны происходить с учетом этих факторов.

Одним из  показателей для оценки является снижение выручки компании. По данным Центральным банка который в отчете мониторинга отраслевых финансовых потоков показал объем входящих платежных потоков. Где фиксируется  понижение показателей в апреле на 22% по сравнению с обычными до кризисными условиями. Снижение платежей в общем  подсчете составило 18%, за исключением нефтяного сектора и государственного управления. Безусловно страдают туристические компании, потерявшие до 90% входящего потока денежных средств. Отели теряют в диапазоне 60% от показателей предыдущих периодов, индустрия развлечений-65%. [6]

 

Рисунок 1. Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма[1]

 

Нефтяные компании потеряли около половины своих доходов в условиях обвала мировых цен на нефть, но это в основном потери бюджета в виде нефтегазовых доходов. Есть и более пессимистичные оценки. По словам министра экономического развития Максима Решетникова, снижение экономической активности в апреле может составить 33%. [7] Очевидно, что карантинные ограничения уже оказали сильное влияние на российскую экономику. По оценкам ЦБ, месяц самоизоляции обходится в 1,5-2% ВВП.

За последние несколько недель фондовый рынок претерпел огромные колебания. Инвесторы колебались от паники к эйфории и обратно к панике.

В непростой период кризиса не просто найти позитивные стороны текущих экономических процессов.

Кризис бросает вызов практически в каждой сфере экономики. Переживают наибольшее потрясение, сфера развлечений гостиничного и ресторанной сферы. Отмена массовых мероприятий, карантинные меры служат причиной отказа от любых перемещений. Участники киноиндустрии переносят премьеры фильмов и трафик торговых центров упал до критических отметок. Вместе с тем, можно проследить не только ряд негативных процессов и последствий, но и увидеть новые возможности.

 По данным опроса CityAds Media,  следующие сегменты рынка покажут значительный прирост:

  • Стриминговые сервисы фильмы и сериалы по подписке (+51,6%)
  • Доставка готовой еды и продуктов (+46,8%)
  • Аптеки (+44,7%)
  • Мессенджеры и программы для дистанционной работы (+43,9%)
  • Средства гигиены и бытовая химия (+43,8%)
  • Обучающие онлайн-курсы (+37,5%)
  • Онлайн игры  (+33,1%)
  • Медицинские центры клиники  (+27,3%)
  • Новостные ресурсы, СМИ (+22,00%)
  • Сервисы по поиску работы  (+17,9%)
  • Электронные торговые площадки  (+14,1%)

Данные исследования CityAds Media [8]

По опыту предыдущих кризисов,  2008 и 2014 года предприниматели находили сильные стороны своего бизнеса и открывали новые направления. И сегодня, опираясь но прошлый опыт, компании вынуждены пересмотреть свои стратегии и бизнес процессы.

Экономический опыт и здравый смысл свидетельствуют, что сложно предсказать масштабы изменения посткризисной экономики. В это время ломаются абсолютно надежные экономические конструкции. Рушатся казавшиеся устойчивые и системы. Безуловно, после того, как мир переживет турбулентное время, экономика снова встанет на рельсы равномерного безкризисного развития.

 

Список литературы:

  1. Кризисы и уроки. Экономика России в эпоху турбулентности / В.А. Мау. [Текст]. М.: Изд-во Института Гайдара, 2016. — 488 с. ISBN 978-5-93255-436-4
  2. Электронный ресурс  https://www.rbc.ru/business/30/03/2020/5e819d039a7947925edc003a (дата обращения 15.05.2020)
  3. Владимир Путин подписал Указ «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020 г. № 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей». http://www.kremlin.ru/events/president/news/63341 (Дата обращения 16.05.2020)
  4. РБК, Ректор ВШЭ предупредил о риске обеднения среднего класса в России. Электронный ресурс https://www.rbc.ru/society/27/04/2020/5ea736a29a7947c355361fcb
  5. В Китае спрогнозировали вторую волну эпидемии коронавируса Электронный ресурс https://rg.ru/2020/04/13/v-kitae-sprognozirovali-vtoruiu-volnu-epidemii-koronavirusa.htm (Дата обращения 16.05.2020)
  6. Мониторинг отраслевых потоков финансовых потоков Центральный Банк России (Мониторинг подготовлен Департаментом исследований и прогнозирования.)
  7. РБК «Цена карантина: почему антикризисные меры придется расширять» Электронный ресурс https://www.rbc.ru/opinions/finances/14/05/2020/5ebbfda29a79470af04d20cb 0cb
  8. CityAds Media: высокотехнологичная международная платформа онлайн-маркетинга по модели CPA https://cityads.com/main?fbclid=IwAR1s395dSIz0z2tyrksJ5JdXT_iPhAT6IvX1J_y4YIwKL74nxhB-iAVwEhM (Дата обращения 17.05.2020)
 

[1] мониторинг подготовлен Департаментом исследований и прогнозирования