SPECIFICS OF THE EDUCATION SYSTEM IN RUSSIA

Рубрика конференции: Секция 18. Философские науки
DOI статьи: 10.32743/UsaConf.2022.11.38.346976
Библиографическое описание
Usserbayeva M., Ashilova M., Kim O. SPECIFICS OF THE EDUCATION SYSTEM IN RUSSIA// Proceedings of the XXXVIII International Multidisciplinary Conference «Recent Scientific Investigation». Primedia E-launch LLC. Shawnee, USA. 2022. DOI:10.32743/UsaConf.2022.11.38.346976

SPECIFICS OF THE EDUCATION SYSTEM IN RUSSIA

Madina Usserbayeva

Master of Foreign Language Education, Senior Teacher, Kazakh Ablai Khan University of International Relations and World Languages,

Kazakhstan, Almaty

Madina Ashilova

Doctor PhD, Associate Professor, Kazakh Ablai Khan University of International Relations and World Languages,

Kazakhstan, Almaty

Olga Kim

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Kazakh Ablai Khan University of International Relations and World Languages,

Kazakhstan, Almaty

 

СПЕЦИФИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Усербаева Мадина Мауленовна

магистр иноязычного образования, старший преподаватель, Казахский университет международных отношений и мировых языков имени Абылай хана, Казахстан, г. Алматы

Ашилова Мадина Серикбековна

доктор PhD, ассоциированный профессор, Казахский университет международных отношений и мировых языков имени Абылай хана,

Казахстан, г. Алматы

Ким Ольга Яковлевна

канд. пед. наук, доц., Казахский университет международных отношений и мировых языков имени Абылай хана,

Казахстан, г. Алматы

 

 

Работа выполнена в рамках научного проекта АР09058341 «Трансформация ценностей казахстанской системы высшего образования в условиях поликультурного и глобализирующегося мира»

 

Качественное, доступное образование - один из приоритетов, предъявляемых к современным российским школам. Будущее этой страны зависит от теоретических знаний и практических навыков, приобретенных сегодняшними учащимися школы и студентами.

В России 98% детей делают домашнее задание, но в некоторых странах домашнее задание задают только 8% учителей. Россия лидирует по этому показателю среди других стран. Эксперты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) считают, что домашнее задание является устаревшей практикой и работает только в сочетании с другими методами. Например, задания можно обсуждать и исправлять непосредственно во время урока, и учащиеся могут делать это самостоятельно. В российских начальных школах все чаще стало обсуждаться домашнее задание на уроках, но по-прежнему маловероятно, что учителя прибегают к проверке друг друга. В то же время учителя реже проверяют домашние задания своих учеников. Это меньше мотивирует учащихся. В России развитие инициативного поведения ребенка наиболее отстает по сравнению с другими странами. На занятиях у детей практически нет времени для обсуждения своих мыслей. С другой стороны, во всем мире считается, что, если вы не будете развивать инициативу у своего ребенка, он станет очень послушным человеком, который будет идти на поводу у людей, когда покинет школу.

Наиболее часто выполняемым заданием в российских школах является заучивание наизусть. Опять же, Россия лидирует в других странах по данному параметру. С другой стороны, в мире распространены другие методы запоминания, такие как повторение за учителем, использование дополнительных материалов и систематическое применение знаний на практике. Около 8% российских учителей не пользуются учебниками. Похоже, им кажется, что достичь высоких результатов, используя только учебник невозможно. С другой стороны, в российских школах зарождается практика, которая настоятельно рекомендует учителям полагаться на один источник. Это оказывает значительное влияние на инициативу учителей по внедрению новых методик в свое образование.

В российских школах доступ к компьютеру находится на высоком уровне - 94%. Однако установленная там технология часто устарела. В Европе существует ограничение на срок службы компьютера. Как правило, он списывается через 5 лет. Даже если в классе есть компьютер, учитель, возможно, не использует новейшие технологии. И теперь гораздо эффективнее использовать планшеты и гаджеты, которые есть у студентов на занятиях. По всем предметам школьной программы все больше и больше людей используют компьютеры для добровольного обучения - для поиска информации.10 лет назад им пользовались 10% учащихся начальной школы, но сейчас им пользуются 75% учащихся средней школы, включая учеников начальной школы. Это тоже хороший показатель, так как 10-12 лет назад в большинстве российских школ не было компьютеров.

В российских школах есть 100% обеспеченность библиотеками. Это самый высокий охват в мире. Однако здешняя школьная библиотека — это в основном место хранения и распространения учебников, а иногда и художественной литературы. Хотя, как глобальная тенденция, библиотеки были заменены электронными каталогами бумажных книг и превратились в творческие пространства.

Уровень участия родителей в школьной жизни своих детей самый высокий в России. Часто можно увидеть, как родители вместе со своими детьми делают домашние задания, изучают материалы, на которые не было времени изучать в школе. И среди учителей это считается абсолютно нормальным и не вызывает критики, а считается как форма поддержки со стороны родителей и одна из форм воспитания и контроля над учебным процессом своих детей. С другой стороны, родители редко участвуют во внеклассных мероприятиях. Эксперты ОЭСР рассматривают это как основной показатель степени вовлеченности родителей в школьную жизнь. Примером такого участия часто является «День карьеры», когда родители рассказывают о своей работе перед классом ребенка.

В российских школах часто используется активное обучение. Например, на уроках естествознания учащиеся изучают природные явления с помощью экспериментов и компьютерного моделирования. В то же время, по мере увеличения числа «программных экспериментов» у детей остается все меньше возможностей планировать свои собственные эксперименты. Практика исследовательской и проектной деятельности не влияет на успеваемость студента. Анализ теста PISA (Программа международной оценки учащихся) показывает это. Учителя сейчас в полной мере используют информационные технологии на своих уроках, чтобы «развлечь» своих учащихся, но эта практика не имеет никакого отношения к предмету.

Российские учителя все меньше и меньше участвуют в программах повышения квалификации.

По-видимому, это связано с тем, что качество программы отстает от потребностей учителей. В то время как популярность программ по содержанию обучения, методам преподавания и тематическому планированию снижается, использование информационных технологий в преподавании и оценке результатов обучения растет.

В то же время все больше и больше учителей используют взаимное обучение. Обсуждают, как преподавать предметы, планировать и создавать учебные материалы, а также наблюдают за занятиями друг друга. Однако неясно, делают ли они это по собственной инициативе или по принуждению. К сожалению, причина, по которой учителя приходят на курсы повышения квалификации, заключается в том, что система сертификации требует этого из-за определенных образовательных стандартов. Директора школ и их представители привыкли к роли «контролеров», и поэтому образовательные учреждения просто поддерживают функционирование данной системы [1].

Большинство российских семей не имеют привычки читать, как например, в Финляндии. Ценности и нормы российской семьи различны, и очень трудно определить единый алгоритм улучшения навыков чтения у российского общества. Российское правительство пытается решить эту проблему. По заказу Министерства образования Российской Федерации и Федерального агентства по образованию в рамках проекта «Разработка, тестирование и внедрение Федеральных стандартов общего образования 2-го поколения», осуществляемого Российской академией образования, была создана «примерная программа начального общего образования» с задачей развития навыков чтения. В статье «Литературное чтение: планируемые результаты» [2] — говорится «...раньше было непросто научить детей читать с раннего возраста, но теперь это так...необходимо идти к пониманию того, для чего читать, тем самым помогая школьникам сформировать собственную точку зрения».

В настоящее время в общеобразовательных учреждениях России обучаются учащиеся с разными способностями. Каждый год проводятся такие заседания, включающие вопросы психологии, медицины, педагогики и т.д., работающие над выявлением детей с отклонениями в развитии. Учителям рекомендуется обучать этих детей в рамках специальных программ помощи. Эти дети ходят в школу вместе с другими. Особое внимание уделяется детям с ограниченными возможностями. Учителя преподают им на дому или в специальных школах. Таким образом, детям, оторванным от общества, при такой образовательной организации трудно адаптироваться к жизни в обществе.

Это неудивительно, ведь в российских школах учителя работают в основном для «средних» учеников, поднимая слабых за счет «сильных» и способных учеников и приравнивая сильных учеников до одного и того же «среднего» уровня. Кроме того, в нашей школе некому взаимодействовать с детьми индивидуально, кроме учителя.

Повторение курса считается унизительным для учеников и неприятным для учителей. Тем не менее оставление ученика на второй год не считается бессмысленным как с педагогической, так и с экономической точки зрения.

В российских школах существует внутренняя дифференциация в обучении, например, тщательное изучение одного предмета и принесение в жертву другого, или отделение «элитного» класса от общего потока. Примечательно также, что, наряду с тем фактом, что все школы являются государственными, есть репетиторы, особенно в крупных городах.

В России энциклопедические знания по-прежнему находятся в центре внимания, хотя данные знания, полученные из учебников, не пригодятся для жизни. В отличие от финского образования, учебная программа в России структурирована таким образом, что она предоставляет учащимся знания ради знаний, а не знания, которые полезны в повседневной жизни и помогают решать проблемы и реализовывать планы на будущее. В 2011 году все школы России ввели новый образовательный стандарт (стандарт 2-го поколения) с 1-го класса. Это документ, который меняет образ мышления и цели образования в начальной школе.

В отличие от Финляндии, в России учителя не могут полностью посвятить себя занятиям. Потому что каждый учитель является классным руководителем класса, и в результате все проблемы, которые возникают в классе, возлагаются на преподавателя. Учителя теперь выполняют функции учителей-предметников, супервайзеров, воспитателей, социальных педагогов, помощников, а иногда и родителей.

В российских школах существует единая образовательная система с общими программами и учебными планами. В гимназиях и лицеях предметы изучаются более глубоко, но программы в принципе ничем не отличаются от программ системы общего образования. В последнее время внимание было привлечено к профилированию школ.

Школьная система подвергается постоянной проверке по всей стране. Учителям предоставляется свобода выбора методов и форм обучения, что также является признаком доверия со стороны государства. Однако, если качество преподавания учителя низкое, проводится мониторинг его работы [3].

Ученики начальной школы в России по-прежнему пишут вручную, а не печатают как заграницей. Кроме того, они пишут прописными буквами, и культура письма еще не совсем утрачена как на Западе. У учеников в России все еще имеются тетради, а не папки с копиями каких-то заданий на листах А4. Еще одним преимуществом учеников в России является их пока еще имеющееся представление об основах русского языка. Они знают, что такое части речи, такие как подлежащее и сказуемое. Еще они знают или, по крайней мере, слышали о пунктуации и орфографии.

В русской школе существует негласный принцип: «Если ты не знаешь, мы тебя научим! Если ты этого не хочешь, мы тебя заставим!» На Западе все по-другому: «Если не знаешь, учись, если не хочешь, делай, что хочешь! Это твоя проблема!» [4].

Постсоветские университеты практически все перешли на Болонскую систему. 30% теории изучается на лекциях, а остальное изучается дома. В России такого разделения нет, вся нормативная база, основы теории объясняются по группам. Семинары проводятся в форме проверки выполненного домашнего задания. Навязывать написание реферата можно только в России, а за границей это унизительно. Это, как правило, право выбора отдельного человека, и нет никаких обязательств готовить что-то к следующему уроку.

Исследования и практика являются основными направлениями деятельности западных университетов. Например, цель британского правительства по поддержке национальной экономики посредством торговли знаниями диктовала размер бюджетов университетов за счет качества научных исследований и внедрений, а не за счет количества студентов. Российские университеты по-прежнему в лучшем случае занимаются только теоретической работой.

Технологии развиваются стремительно, и рынок труда мгновенно реагирует на это. Требуются новые технологии и способности, появляются новые специальности и профессии. Западные учебные заведения быстро реагируют на спрос рынка труда, открывая новые направления подготовки и дисциплины. Например, в Великобритании в последние годы появились такие программы как «новые медиа», которые сочетают музыку, 3D-графику и анимацию, «информационные технологии для здравоохранения» и программы, готовящие сотрудников по связям с правительством. Программы российских университетов крайне сложно модернизировать, и специалисты, освоившие новые технологии и направления, не хотят работать в университете. Низкий уровень заработной платы связан с тем, что основу профессорско-преподавательского состава российских университетов составляют профессора советской эпохи, а молодое поколение не проявляет интереса к такой низкооплачиваемой работе.

В российских университетах большинство профессорско-преподавательского состава работают полный рабочий день. В Европе и Соединенных Штатах преподаватели-практики, которые читают лекции в университетах, и ситуация совершенно иная. То есть она включает в себя не только теорию, но и новейшую практику.

В России нет четкой разницы между профессиональным высшим образованием и академическим образованием. На Западе все по-другому: существует четкое разделение колледжей и университетов. Первый предлагает узкопрофессиональное образование, второй - базовое академическое образование.

В Российской Федерации существует несколько проблем, связанных с соблюдением профессиональных стандартов. Если некоторые высшие учебные заведения не будут регулярно обновлять информацию на своей веб-странице, разработчики учебных программ не смогут получать последние данные. Еще одним недостатком, который следует отметить в этой связи, является отсутствие некоторых профессиональных стандартов в конкретной области. Для реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования и переподготовки кадров вузы должны привести свои профессиональные компетенции в соответствие с профессиональными стандартами. В настоящее время выполнить это практически невозможно, поскольку несколько профессиональных стандартов, связанных с конкретными требованиями к работе, еще не разработаны [5].

В Европе, которая является многоязычной страной, практически все высшие учебные заведения предлагают образовательные программы на английском языке. Кроме того, англоязычные программы все чаще появляются в Азии, этот регион активно повышает свои позиции в международных рейтингах. Другими словами, можно достичь 3 задачи одновременно: пополнить бюджет учебного заведения иностранными студентами, расширить место трудоустройства студентов и повысить авторитет учебного заведения, пригласив иностранных профессоров. Трансакадемизм- главная цель Болонского процесса. В высших учебных заведениях России программы на английском языке, к сожалению, не предлагаются [6].

Таким образом, у российской системы образования есть много проблем, которые необходимо решить, поскольку процесс глобализации необратим. Образовательное пространство России обязательно должно быть интегрировано в образовательное пространство мира.

 

Список литературы:

  1. 7 фактов о российской школе, которые вряд ли вас удивят.URL: https://mel.fm/ucheba/shkola/8072195-russian_schools_10_years
  2. Чудинова В.П. «Чтение детей как национальная ценность». Информационно-публицистический бюллетень, «Просвещение», № 1 (23), март 2009, с. 5
  3. Юрьев В. Сравнительный анализ образовательной системы России и Финляндии. URL: https://pandia.ru/text/77/275/19660.php
  4. 20 плюсов российского образования, которых нет в системе США и Канады. URL:   https://pedsovet.su/publ/67-1-0-6059
  5. Sishchuk J., Oblova I.(2020)The Comparative Analysis of the United Kingdom and the Russian Federation Occupational Standard Development/Integrating Engineering Education and Humanities for Global Intercultural Perspectives (pp.804-811), URL: https://www.researchgate.net/publication/341195737_The_Comparative_Analysis_of_the_United_Kingdom_and_the_Russian_Federation_Occupational_Standard_Development
  6. Недостатки российского образования. URL: https://www.education-medelle.com/articles/nedostatki-rossijskogo-obrazovaniya.html